Штаты опять взялись за налоговую кувалду. На сей раз она ударила по рынку электрокаров – Палата представителей США одобрила законопроект об отмене налоговых льгот в Штатах на покупку новых EV и введении ежегодного налога в $250 на владельцев электромобилей. При этом Сенат проголосовал за отмену права Калифорнии самостоятельно устанавливать жесткие стандарты по выбросам. Эксперты предсказывают: эти меры могут сильно затормозить рост рынка электрокаров в США.
Хотя окончательное утверждение этих мер еще требует согласования и подписания президентом, сторонники ЕV и производители – в шоке.
«Кувалда. Демонтаж. Двойной удар под дых. Как бы вы ни описали действия Конгресса США, они не приближают Америку к чистому энергетическому будущему», – так прокомментировал событие журналист портала об электромобилях Insideevs.com Патрик Джордж.
Тем не менее, решение не лишено логики. Дело в том, что дороги в Америке традиционно финансируются за счет налогов с бензина и дизеля. Но – вот незадача – владельцы электромобилей их не платят. Количество электрокаров на дороге увеличивается, а государственная кубышка не пополняется.
Поэтому сенаторы постановили: если электромобили не платят налог на топливо, пусть хотя бы платят фиксированную сумму в виде налога за владение.
Параллельно отменяются льготы, которые сильно снижали цену новых электромобилей и стимулировали спрос. Причина – перепроизводство: «электричек» много, и покупатели уже не так активно их берут.
Таким образом, решение Сената – это попытка сбалансировать дорожный бюджет и одновременно охладить стремительный рост рынка электромобилей. Власти не хотят, чтобы автопроизводители штамповали электрокары в расчете на вечные субсидии, да еще в условиях падения спроса.
Как это отразится на рынке подержанных электромобилей в США?
По данным Cox Automotive, продажи новых электрокаров в США выросли до рекордных 1,3 млн в 2024 году. Но теперь, с отменой льгот, ожидается замедление роста. Международное энергетическое агентство (IEA) недавно снизило прогноз доли электромобилей в продажах новых авто в США до 20% к 2030 году (ранее ожидалось до 55% при более активной поддержке на уровне политики).
С введением ежегодного налога на электрокары владение станет дороже. Вероятно, из-за этого многие начнут продавать свои машины. В итоге, на вторичном рынке США появится больше электрокаров с небольшим пробегом и в хорошем состоянии, а цены на них снизятся на 10–15%.
Впрочем, аналитики Dealershipguy.com прогнозировали пятикратное увеличение объема подержанных электромобилей на авторынке США и без влияния государственной политики. Увеличение предложения при снижающемся спросе – приведет к еще большему снижению цен на «электрички». Этот процесс мы уже наблюдаем, и он продолжится в течение следующих четырех лет, считает издание.
Что это значит для европейских покупателей, которые хотят покупать машины с аукционов в США?
Для Европы открывается редкий момент: пока США корректирует курс, на вторичном рынке Америки формируется избыток качественных EV с небольшим пробегом. Это не просто сезонное колебание, а структурный сдвиг. Tesla, Hyundai, Ford и другие бренды, ранее удерживавшие цену за счет субсидий, окажутся в положении продавцов «без подушки» – госсубсидий и льгот.
Экспортеры уже начали реагировать: по данным JATO Dynamics, в первом квартале 2025 года поставки подержанных EV из США в Европу выросли на 18%. И это только начало. Рост объемов на Copart и IAAI – возможно, дело ближайших месяцев.
Итог: умный покупатель сейчас не ищет электромобиль у себя в стране. Он ищет его в США – и выигрывает до 30% от европейской цены, не теряя в качестве.
Как рост новых EV влияет на рынок б/у электрокаров
Показатель |
2023 (факт, США) |
2024 (прогноз, США) |
2025 (прогноз, США) |
Комментарий |
Продажи новых электромобилей, млн |
1,1 |
1,3 |
1,5 |
Рост замедляется из-за отмены льгот и налогов |
Доля EV в общем объеме продаж % |
15 |
18 |
20 |
Международное энергетическое агентство снижает прогноз |
Рост рынка б/у EV, раз |
– |
3 |
5 |
Аналитики Dealershipguy.com прогнозируют взрывной рост |
Снижение цен на б/у EV, % |
– |
10 |
15 |
Из-за роста предложения и снижения спроса |
Какова вероятность подписания законопроекта президентом?
Дональд Трамп в прошлом выступал за развитие энергетической независимости США, включая поддержку традиционных видов топлива – нефти, газа и угля. Электрокары не были его приоритетом. В то же время, политика президента часто меняется и зависит от политической конъюнктуры и давления лобби. С учетом этого вероятность подписания Трампом закона об отмене налоговых льгот в Штатах на покупку новых EV и введении ежегодного налога в $250 на владельцев электромобилей – примерно 75-90%.
Отметим, некоторые штаты уже ввели подобные сборы (Джорджия, Мичиган). Тем выше вероятность их одобрения на федеральном уровне.
Источники: JATO Dynamics.com, Iea.org (Global EV Outlook 2024-2025), Dealershipguy.com, InsideEVs.com