Toyota делает Америку великой опять. Японский гигант заявил, что в ближайшие пять лет инвестирует $10 миллиардов в развитие бизнеса в США. Это не просто красивое число, а заявление: Toyota закрепляется в сердце американской индустрии. А кроме того, вбивает флаг на вершине капитолийского холма, ведь решение напрямую связано с политикой.
У любителей автомобилей Toyota есть повод открыть шампанское: бренд Toyota укрепляется, инвестируя в США космические суммы. Значит, Camry, RAV4 или Highlander останутся надежными машинами и по-прежнему будут держать цену много лет — безо всяких драматических сюжетов.
Американская сага: 70 лет, 11 заводов и 35 млн машин
Итак, решение принято: $10 млрд новых инвестиций в США. Это самый масштабный шаг компании за последние годы, увеличивающий совокупные вложения Toyota в штаты до $60 млрд.
Для японцев, начавших осваивать Америке почти 70 лет назад, решение вложится в США выглядит логичным, хотя и затянувшимся. Причины сомнений Toyota понятны: рынок электромобилей нестабилен, законы меняются, Дональд Трамп чудит с тарифами, конкуренты то форсируют EV, то замедляются.
Значительно ускорило ход событий недавнее соглашение между США и Японией. Японским автопроизводителям пообещали снизить тарифы на экспорт автомобилей в обмен на инвестиции в американскую экономику.
Сегодня Toyota управляет 11 заводами в США, где трудятся около 50 тысяч сотрудников. С момента запуска первого конвейера компания выпустила более 35 миллионов автомобилей — от основательных Tacoma до бессмертных Camry. Теперь их станет еще больше.
«Америка для нас — не просто рынок, а вторая родина бренда», — сказал на открытии завода Тэцуо (Тэд) Огава, президент и генеральный директор Toyota Motor North America.
И правда: для многих американцев Toyota давно знакомая марка, удобная, как старые джинсы. Не слишком гламурные, зато прочные. Зачем сворачивать производство товара, который отлично продается?
Северная Каролина: родина японских батарей
Официальное заявление прозвучало на фоне открытия Toyota Battery Manufacturing North Carolina (TBMNC) — первого зарубежного завода компании по производству аккумуляторов для электромобилей. В проект вложено $13,9 млрд, это один из крупнейших промышленных объектов в истории штата.
Новый гигант займется выпуском литий-ионных батарей для гибридов и электромобилей. Когда предприятие выйдет на проектную мощность, на нем будут работать более 5100 человек. Завод сможет снабжать батареями сотни тысяч электромобилей и гибридов ежегодно.
Тэцуо Огава назвал этот день «историческим поворотом»: «Toyota всегда была пионером в электрификации. Наш новый завод — не просто производство, а шаг в будущее, которое мы строим вместе с Америкой», — заявил он.
По словам Огава, Toyota придерживается принципа «best-company-in-town» — «лучшая компания в городе». То есть не просто открывает фабрику, а плотно встраивается в местную жизнь: инвестирует в школы, инфраструктуру, здравоохранение.
«Когда Toyota приходит в город, у местных жителей появляется работа, а у бейсбольной команды спонсор», — шутит один из инженеров. Никто не сомневается, что компания обосновалась в США надолго.
Новые инвестиции означают, что Toyota намерена снизить зависимость от азиатских поставщиков. Раньше значительная часть батарей и компонентов для гибридов и электромобилей поставлялась из Японии, Кореи и Китая. Любое замедление производства, рост тарифов или перебои в логистике могли ударить по срокам выпуска и стоимости автомобилей.
«Теперь, когда батарейные заводы расположены в США, компания получит локальные ресурсы и сократит риск сбоев», считает Аutomotivelogistics.media.
Для тех, кто покупает машины в США из Европы это важно: чем меньше нестабильности, тем умереннее цены автомобилей Toyota, шире выбор моделей, выше их качество (в том числе и на вторичке).
По данным Nikkei Asia, автопроизводители по всему миру за последние три года объявили о вложениях свыше $150 млрд в американскую индустрию электромобилей. Сегодня на этом поле играют по-крупному Tesla, General Motors, Ford, Hyundai. Теперь и Toyota, которая, в отличие от других, не суетится.
Компания не делает ставку на один сценарий. Вместо этого она продвигает многовекторную стратегию — развивает электромобили, гибриды, водородные и традиционные двигатели одновременно.
Если будущее автопрома действительно за электрификацией, не нужно волноваться за Toyota. Она уже вставила вилку в розетку и по-японски скромно улыбается.
Источники: Аutomotivelogistics.media, Аsia.nikkei.com