Безопасность автомобилей повысилась за последние два десятилетия. Однако, согласно данным Страхового института безопасности дорожного движения (IIHS), количество аварий с летальным исходом за последние пять лет заметно выросло по сравнению с предыдущими 12 годами. В среднем в ДТП погибает 2,8 человека на миллиард миль пробега. Hyundai Venue занимает первое место среди авто с наибольшим числом смертельных аварий, Tesla – лидирует среди брендов.
Такие данные опубликованы на прошлой неделе iSeeCars, американской исследовательской платформой, которая изучила статистику из Системы анализа и отчетности о смертельных случаях (FARS), созданной Национальной администрацией безопасности дорожного движения. На основании данных об авариях с участием автомобилей 2018–2022 модельных годов, в которых погибли люди, iSeeCars определила самые опасные машины на дорогах США.
«Современные транспортные средства (ТС) становятся все более безопасными, — утверждает Карл Брауэр, главный аналитик iSeeCars. – Передовые технологии, усиленные кузова и продуманные системы безопасности спасают жизни. Но число рассеянных водителей за рулем, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также экстремалов, превышающих скорость, сводит эти достижения на нет».
Исследование выявило, что у ряда моделей риск попасть в ДТП более чем в два раза превышает среднестатистический. Для пяти из них этот показатель в четыре раза выше. Лидеры списка – Hyundai Venue, Chevrolet Corvette и Mitsubishi Mirage. Они признанны самыми опасными авто на дорогах США.
Также в десятку вошли:
Porsche 911,
Honda CR-V Hybrid,
Tesla Model Y,
Mitsubishi Mirage G4,
Buick Encore,
Kia Forte,
Buick Envision.
Уровень смертности в ДТП водителей, управляющих этими машинами, от 2,8 до 4,9 раз выше среднего.
Таблица 1. Автомобили, наиболее часто участвующие в ДТП со смертельным исходом
Разделы таблицы: Рейтинг/Модель/ Показатель ДТП со смертельным исходом (кол-во авто на млрд. миль)
Очевидная тенденция: в «черном списке» iSeeCars преобладают компактные автомобили и мощные спортивные модели. Также в перечень попали внедорожники с высоким центром тяжести, более подверженные опрокидыванию. Такие крупные машины, как Ford Bronco и Dodge Charger, продемонстрировали высокий уровень смертельных аварий, несмотря на их размеры.
«У многих автомобилей из списка опасных высокие оценки безопасности, они успешно проходят краш-тесты IIHS и NHTSA, — отмечает Брауэр. — Причина повышенной аварийности чаще всего кроется в неадекватном поведении водителей и нарушениях условий эксплуатации ТС».
Небольшие автомобили занимают лидирующие позиции по числу ДТП со смертельным исходом. Несмотря на современные технологии и усиленные конструкции, компактные размеры и небольшой вес делают их уязвимыми при столкновениях с крупногабаритным транспортом.
Таблица 2. Показатели смертельных случаев в ДТП в зависимости от размера транспортного средства
Разделы таблицы: Размер (малый, средний, большой)/ Показатель смертельных случаев в авариях (кол-во авто на млрд. миль)
«Физику не обманешь, — говорит Брауэр. — При аварии двух небольших автомобилей удар распределяется равномерно, что позволяет минимизировать последствия. Но столкновение легковушки с пикапом значительно увеличивает риск для водителя небольшой машины».
Внедорожники за счет своих размеров и высоты обеспечивают лучшую защищенность водителей при столкновении. Но высокий центр тяжести увеличивает вероятность их опрокидывания, которое нередко приводит к трагическим последствиям. В списке опасных моделей оказалось много компактных внедорожников. Однако и такие крупные авто, как Ford Bronco и Mercedes-Benz G-Class, показали удручающие результаты — риск гибели водителей, которые ими управляют в два раза выше среднестатистического.
Таблица 3. Внедорожники, наиболее часто участвующие в ДТП со смертельным исходом
Разделы таблицы: Рейтинг/Модель/ Показатель ДТП со смертельным исходом (кол-во авто на млрд. миль)/ По сравнению со средними показателями
«Популярность внедорожников растет, но водителям малолитражек стоит помнить, что столкновение с крупным транспортом грозит летальными последствиями. При этом и сами внедорожники нельзя считать полностью безопасными», – отмечает Брауэр.
Полноразмерные пикапы, как правило, обеспечивают высокий уровень защиты благодаря своим размерам и весу, при этом среднеразмерные – чаще оказываются в числе менее надежных.
Таблица 4. Пикапы с наиболее частыми смертельными случаями среди пассажиров
Разделы таблицы: Рейтинг/Модель/ Показатель ДТП со смертельным исходом (кол-во авто на млрд. миль)/ По сравнению со средними показателями
«Большинство полноразмерных пикапов демонстрируют результаты лучше среднего в своем классе, — добавляет Брауэр. — Это подтверждает правило: чем крупнее автомобиль, тем он безопаснее».
Tesla возглавляет список брендов с наибольшим числом трагических аварий. Скоростные возможности этой машины провоцируют риск. За ней следуют Kia, Buick, Dodge и Hyundai.
«Размер, вес и высота автомобиля играют важную роль в защите пассажиров, — говорит Брауэр. — Но важнее всего – внимательность за рулем, соблюдение скоростного режима и отказ от вождения в нетрезвом состоянии».
Лидеры по числу смертельных аварий – Hyundai Venue, Chevrolet Corvette и Mitsubishi Mirage.
Tesla Model Y и Model S попали в список, несмотря на их передовые технологии.
Наибольший риск для жизни водителей и пассажиров представляют небольшие авто.
Полноразмерные машины остаются самыми безопасными.
Источники: Iseecars.com, Iihs.org