17.02.25

Электрокары не спасут мир: тормозная пыль опаснее выхлопов

198
Электрокары не спасут мир: тормозная пыль опаснее выхлопов

Сенсация от The Guardian: пыль от тормозных колодок и другие дорожные яды – опаснее, чем выбросы ДВС. Частицы, выделяемые при торможении, проникают в легкие и вызывают воспаление, бронхит, астму и хронические заболевания легких. Токсичные компоненты повышают риск рака легких. Это ставит под сомнение представление о том, что «электрички» способны полностью решить проблему загрязнения воздуха.

Исследование ученых из Университета Саутгемптона показало, что микроскопические частицы, выбрасываемые тормозными колодками, могут быть более вредными для здоровья, чем те, что содержатся, например, в выхлопах дизельных автомобилей. Высокое содержание меди, цинка, свинца в некоторых распространенных колодках усиливает их токсичность.

Ранее загрязнение воздуха автомобилями связывали в основном с выхлопными газами, но оказалось, что значительное количество токсинов попадает в воздух из-за износа шин, дорожного покрытия и тормозов. Эти выбросы почти не регулируются законодательством, но именно они сегодня в основном загрязняют воздух в странах Европы.

Доктор Джеймс Паркин из Университета Саутгемптона, автор исследования, опубликованного в журнале Particle and Fibre Toxicology, отметил:

«Люди привыкли считать, что загрязнение воздуха автомобилями связано с выхлопами, а электромобили гарантируют нулевые выбросы. Но на самом деле даже они производят вредные частицы из-за трения шин, дорожного покрытия и тормозов».

Ученые исследовали влияние на легкие частиц, выделяемых четырьмя различными типами тормозных колодок: низкометаллическими, полуметаллическими, безасбестовыми органическими и гибридно-керамическими. Оказалось, что безасбестовые органические колодки наиболее провоцируют воспаление и оказывают токсичное воздействие – сильнее, чем дизельные выхлопы. На втором месте по токсичности керамические колодки.

Доктор Иэн Мадуэй, старший преподаватель Школы общественного здравоохранения в Имперском колледже Лондона, подчеркнул: пока рано утверждать, что тормозная пыль опаснее дизельных выбросов, поскольку остается много нерешенных вопросов, связанных с составом тормозных дисков и методов измерения.

Однако профессор Мэтью Локсхэм, руководитель проекта, считает, что частицы пыли в исследовании генерировались с использованием стандартного цикла торможения, применяемого в испытаниях колодок. Это делает их состав и свойства очень близкими к тем, что встречаются в реальных условиях эксплуатации автомобилей.

Ученые призвали правительства обратить внимание не только на выхлопные газы, но и на загрязнение, связанное с торможением и износом шин.

Хит-парад дорожных ядов

При износе шин, дорожного покрытия и тормозных колодок в воздух попадают различные токсичные частицы, включая следующие токсины и частицы.

  1. Микропластик и наночастицы резины – продукты истирания шин содержат полимеры (например, синтетический каучук), сажу и химические добавки.
  2. Тяжелые металлы – из тормозных колодок и дорожного покрытия выделяются медь, цинк, свинец и кадмий.
  3. ПАУ – канцерогенные соединения, выделяющиеся при разрушении битума в асфальте.
  4. Частицы PM2.5 и PM10 – мелкодисперсная пыль, проникающая в дыхательную систему.
  5. Оксиды серы и азота (SOₓ, NOₓ) – могут образовываться при химической реакции частиц с окружающей средой.

Исследования показывают, что на каждый проезжаемый километр:

  • Износ шин выделяет от 5 до 30 мг/км микрочастиц.
  • Износ тормозов – около 1-7 мг/км.
  • Износ дорожного покрытияот 5 до 50 мг/км.

Как дорожные яды влияют на организм?

1. Легкие и дыхательная система

  • PM2.5 и PM10 (мелкодисперсные частицы) проникают глубоко в легкие, вызывая воспаление, бронхит, астму и хронические заболевания легких.
  • Токсичные компоненты (тяжелые металлы, ПАУ) могут повышать риск рака легких.

2. Сердечно-сосудистая система

  • Частицы могут попадать в кровь, вызывая сужение сосудов, повышение артериального давления и риск инфарктов и инсультов.
  • Длительное воздействие увеличивает вероятность атеросклероза.

3. Нервная система

  • Микрочастицы (особенно содержащие медь, свинец и кадмий) могут проникать в мозг, повышая риск нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера и Паркинсона.

4. Иммунная система и общий уровень токсичности

  • Постоянное воздействие может снижать иммунитет, делая организм более уязвимым к инфекциям.
  • Некоторые соединения обладают канцерогенным эффектом и могут повышать риск онкологических заболеваний.

Источники: Theguardian.com, Мotor1.соm

1