30 сентября 2025 года в США закончится действие федерального налогового кредита на электромобили. Те самые $6–7 тысяч на новые и $3–3,5 тысячи на подержанные EV, которые делали покупку Tesla или Chevrolet Bolt праздником в США, уходят в прошлое. Для европейских покупателей б/у электромобилей из Америки это не точка, а запятая – рынок становится живее, работать на нем еще интереснее.
В 2023 году почти полмиллиона американцев воспользовались кредитом на новые EV, еще 28 тысяч — на подержанные. Но распределение было крайне неравномерным: Калифорния, Нью-Джерси и Вашингтон получили основной поток выплат, а Миссисипи, Северная Дакота и Луизиана практически остались с носом.
Европейским покупателям это нужно взять на заметку: лучшие машины с минимальным пробегом, полной историей обслуживания и чистым VIN сосредоточены именно в таких «кредитных хабах». Цены на авто в них стабильнее, выбор свежих машин больше, почти нет проблем с VIN.
Вместе с тем Стефани Стрити из Cox Automotive предупреждает: «пока кредиты еще возможны, свежие электромобили востребованы прежде всего». Покупатель, который ищет б/у Tesla или Bolt, должен понимать, что, хотя в Калифорнии выбор огромный, но и конкуренция тоже. Автомобиль с хорошей историей может уйти за считанные дни.
Как изменится цена и доступность
С окончанием федерального налогового кредита вторичный рынок б/у EV начнет «дышать» по-новому.
Окончание кредита автоматически повлияет на цены. Те машины, которые раньше покупались «с бонусом» в $3–7 тысяч, станут дороже (аналитики Edmunds говорят, что возможен скачок на $2 500 – $3 000). Европейский покупатель столкнется с лесенкой: меньше кредитов — меньше дешевых предложений — выше конкуренция — выше цены.
Лиз Наман из Recurrent считает: «Если отложить покупку хотя бы на месяц, можно переплатить за ту же Tesla несколько тысяч долларов». То есть рынок теперь как пицца на корпоративе: лакомые кусочки достаются тому, кто проворнее.
Инфраструктура как фактор безопасности
К счастью, есть и значительный фактор, понижающий цены. Программа NEVI, запущенная еще при Байдене и финансирующая строительство федеральных зарядных станций в США, продолжится. Эксперты говорят, что это удержит рынок от хаоса и сделает инвестиции в американские EV разумными.
Напомним, что в январе 2025 года Трамп своим первым исполнительным указом фактически заморозил программу, объявив о «свободе выбора потребителей». Министерство транспорта притормозило строительство, но спустя несколько месяцев федеральный суд постановил, что администрация превысила полномочия, и NEVI была возвращена к жизни.
Штаты, особенно те, которые оспаривали заморозку — Калифорния, Нью-Джерси и Вашингтон — быстро обеспечили возобновление строительства зарядных станций.
«При чем тут покупатели авто в США из Европы?» — спросите вы. Все просто: наличие развитой инфраструктуры стабилизирует цены. «Электрички» останутся востребованными/ликвидными, спрос на них не упадет катастрофически. Заодно авто из «электрифицированных» регионов будут постоянно на ходу – без риска превратиться в «кирпич» на парковке.
Сезонный эффект и стратегические решения
Последний квартал 2025 года — окно возможностей для американцев и европейцев, считает Стефани Стрити. Федеральные налоговые кредиты еще работают, снижая стоимость машин (если покупатель заключил контракт и сделал первоначальный платеж до 30 сентября). Выбор автомобилей на аукционах остается широким. Более того, он увеличивается согласно последним данным Cox Automotive. В начале сентября 2025 года на рынке США было доступно 2,21 миллиона подержанных автомобилей (самый топовый уровень за год). Многие из них с минимальным пробегом, по привлекательной цене. Например:
Tesla Model 3
Chevrolet Bolt EV
Nissan Leaf
Ведущие логистические компании отмечают, что сентябрь — лучшее время для согласования/бронирования доставки, пока морские маршруты и порты не перегружены в канун праздников. В это время многие перевозчики предлагают более выгодные ставки и обеспечивают быструю отправку груза. То есть автомобиль, купленный сейчас, может приехать в Европу быстрее и дешевле, чем через месяц-два.
Лиз Наман считает: «Покупка б/у EV сейчас очень выгодна». Но действовать надо осмотрительно, ориентируясь не только на цену, но и на состояние автомобиля, историю обслуживания, остаточную стоимость, транспортные расходы. Иногда лучше немного переплатить за надежную машину, чем погореть на «халяве».
Подытожим: налоговые льготы в США заканчиваются, а хорошие американские «электрички» нет, и они ищут новых хозяев! Кто успеет забрать их в ближайшее время, выиграет; кто замешкается — заплатит дороже.
Источники: Аutoweek.com, Сoxautoinc.com