Volkswagen, Renault и Stellantis изучают возможность тесного сотрудничества. Оно позволит им совместно производить дешевые электромобили и успешно противостоять китайской экономической угрозе. Такой союз – единственный способ выжить в конкуренции с автопромом Поднебесной, считают многие экономисты.
По мере того, как китайские конкуренты и Tesla вскрывают недостатки крупнейших европейских производителей автомобилей, в Старом Свете наступает осознание необходимости разработки новых бизнес-стратегий, способных отразить автомобильное нашествие с Востока, отмечает Blomberg.
Уже «существует абсолютное понимание того, что в будущем компании, не подготовленные к конкуренции со стороны Китая, окажутся в беде», — говорит Карлос Таварес, главный исполнительный директор Stellantis — компании, образованной в 2021 году в результате слияния Fiat Chrysler Automobiles (FCA) с французской Groupe PSA.
Ранее он заявлял, что европейскую автомобильную промышленность ждет «кровавая баня», если она не сумеет адаптироваться к реалиям мирового авторынка. Сегодня ситуация еще более обострилась в связи с замедлением темпов внедрения электромобилей.
Оттеснить с рынка «пожирателей бензина» никак не удается, уже очевидно, что продажи электромобилей в этом году будут расти самыми медленными темпами с 2019 года.
Для Tesla такое замедление обернулось падением акций на 20%; одновременно компания лишилась $150 млрд рыночной капитализации (вдвое больше стоимости VW).
Конкуренция с Китаем усиливает спад в динамике развития европейских производителей авто буквально на глазах.
В связи с этим руководители автомобильных компаний Европы обсуждают самые разные идеи: от объединения производственных и исследовательских ресурсов до создания совместных предприятий на других континентах. Очевидно, уже в ближайшие месяцы европейский ответ Китаю будет оглашен.
Но найти формулу успеха на фоне снижения стимулов для покупателей/производителей крайне нелегко. Усугубляет ситуацию политика арендных компаний, отказывающиеся от «электричек» из-за резкого роста затрат на ремонт, а также поведение потребителей, все более разочарованных климатической политикой, влияющей на их кошельки.
Выборы в США и Европе могут еще больше усилить неприятие электромобилей.
Напомним, что в 2025 году в Европейском Союзе (ЕС) вступят в силу более жесткие нормы выбросов. Производителям придется продавать больше машин на аккумуляторных батареях, в противном случае им грозят финансовые санкции.
Согласно расчетам Bloomberg, основанным на данных регулирующих органов, при наихудшем сценарии Volkswagen AG может столкнуться с штрафом в размере более 2 миллиардов евро (2,2 миллиарда долларов).
Тем временем китайские производители, поддерживаемые государством, выходят на рынок с моделями, которые дешевле и зачастую лучше европейских по ряду параметров.
Например, Dolphin от BYD стоит примерно на 7000 евро меньше, чем VW ID.3 с аналогичной комплектацией, который немецкий автопроизводитель первоначально позиционировал как «Beetle эпохи электромобилей».
Электромобиль VW ID.3 (слева) и электромобиль Dolphin компании BYD. Фото: Bloomberg
Китайский производитель подтвердил свои европейские амбиции, продемонстрировав на недавнем автосалоне в Женеве несколько электрических моделей, в том числе роскошный внедорожник, призванный конкурировать с Mercedes-Benz G-Class.
Неспособность европейских автопроизводителей разработать работающий План Б может привести к потрясениям в отрасли. Это серьезная угроза, поскольку в автомобилестроении занято около 13 млн человек; на ее долю приходится 7% экономики ЕС.
«Мы потратили миллиарды, чтобы сделать возможным электрическую мобильность, — говорит Хольгер Кляйн, генеральный директор ZF Friedrichshafen AG, немецкого производителя запчастей, в котором работает около 165 000 человек по всему миру. – Но теперь возникает вопрос: а правильно ли нам указали путь?».
Генеральный директор Renault SA Лука де Мео выступает за альянс, аналогичный тому, который создал европейскую авиастроительную компанию, объединившую активы в Германии, Франции, Испании и Великобритании, чтобы конкурировать с Boeing.
Он утверждает, что «автомобильный аэробус» поможет разделить огромные затраты на создание дешевых электромобилей, одновременно извлекая выгоды из широкомасштабной торговли.
Интерес к распределению затрат вырос в конце прошлого года, когда Renault представила концепцию электрического городского автомобиля, который будет стоить менее 20 000 евро — вдвое дешевле, чем VW ID.3.
Детище Де Мео вдохновлено кей-карами (K-cars). Эти популярные мини-автомобили производятся в Японии несколькими производителями и поддерживаются государственными льготами.
Таварес из Stellantis открыто обсуждает слияние и поглощение. Руководители других компаний сосредоточены на менее сложных формах сотрудничества.
Де Мео из Renault на прошлой неделе подтвердил, что переговоры о совместной платформе электромобилей ведутся «налево и направо».
«Мы открыты для предложений и инвестирования, потому что очень сложно зарабатывать деньги на маленьких автомобилях», — говорит де Мео, который ранее работал как в Volkswagen, так и в Fiat.
Китайский «автовирус», от которого лихорадит Европу, может перекинутся на США, где General Motors и Ford Motor также сокращают инвестиции в электромобилестроение и уже заявили, что открыты для партнерства.
Более того, администрация президента США Джо Байдена рассматривает возможность предоставления производителям больше времени для перехода на выпуск «электричек», о чем на днях сообщила New York Times.
Электромобили Volkswagen ID.3 и Cupra Born на производственной линии на заводе компании в Цвикау, Германия. Фото: VW
Свернув инвестиционные планы, автопроизводители вернули акционерам больше денег. GM, Ford и Stellantis потратили в общей сложности $22,7 млрд на выкуп акций и выплату дивидендов в прошлом году, а Renault неделю назад предложила крупнейшую выплату акционерам за пять лет. Таким образом, проблема не в нехватке ресурсов, а в инвестклимате.
Есть ряд причин, которые ухудшают настроения в отношении электромобилей. Потребители получили «глючное» программное обеспечение и неожиданно высокие операционные расходы. Из-за сложности обслуживания страхование электромобиля стоит дороже, чем обычного — например, в Великобритании в два раза. Но главная проблема – в доступности авто. Вернее, недоступности «электричек» массовому покупателю.
Несоответствие между ожиданиями и реальностью причиняет боль. Volkswagen (VW) уволил более 200 рабочих своего центра по производству электромобилей в Цвиккау и сократил смену на одной из своих сборочных линий. Хотя общие продажи легковых автомобилей в Европе в январе выросли на 11%, аналитики ожидают, что доля «электричек» в общем пироге автопрома этом году снизится из-за апатии потребителей.
Переговоры о сотрудничестве в области совместного производства электромобилей могут оказаться решающими для Volkswagen, поскольку автогигант испытывает трудности, несмотря на сделанные в него огромные инвестиции.
VW представил, пожалуй, самый амбициозный проект в области электромобилестроения под руководством генерального директора Герберта Дисса. Но ошибки в программном обеспечении задержали выпуск ключевых электрических моделей, за что Дисса был уволен в 2022 году.
Его преемник Оливер Блюм посоветовал работникам VW готовиться к сокращениям.
Если европейским автопроизводителям не удастся вернуть стратегию развития в нужное русло, они рискуют отстать навсегда.
Возможно, речь о последнем шансе Европы, пишет Bloomberg.
VW, Stellantis и Renault независимо работают над моделями стоимостью 25 000 евро или ниже, а Mercedes и BMW планируют выпустить несколько новых электромобилей с улучшенными технологиями к середине десятилетия.
Помочь им добиться успеха может усиление торговой и нормативной защиты. ЕС должен пересмотреть планы по поэтапному отказу от производства обычных автомобилей. По словам людей, знакомых с этим вопросом, производители уже готовят скоординированные усилия по лоббированию необходимых решений после выборов в Европейский парламент в июне.
Одновременно Европейская комиссия расследует, в какой мере Китай поддержал свою индустрию электромобилей, что может привести к введению дополнительных тарифов на китайские авто уже в июле.
Хотя отсрочка прекращения выпуска автомобилей с двигателями внутреннего сгорания может дать передышку, она не решит проблемы с конкуренцией, которые тормозят переход Европы в электрическую эру.
«Поэтому в залах заседаний советов директоров автомобильных компаний Европы царит повышенная нервозность», — говорит Александр Мариан, управляющий директор AlixPartners в Париже.
Источники: Bloomberg.com, Nytimes.com