Самая сильная конкуренция на американском авторынке – в сегменте полноразмерных пикапов. В Америке таких авто продается больше, чем любых других. Есть среди них и свои короли – двойные траки. Что это за машины, и почему они так популярны в США – разбирались эксперты Сargurus и InterCargo.
Двойной трак или пикап-спарка (dually track, в простонародье – doolie) – это вовсе не пикап со сдвоенной кабиной (double cab), как может показаться на первый взгляд. Хотя большинство двойных траков действительно обладают такой кабиной, главный признак "дули" – спаренные задние колеса. Такие машины имеют мало общего с легковушками – это, скорее, нечто среднее между пикапом, грузовиком и тягачом. Собственно, английское слово трак (track) обозначает "грузовик" и наилучшим образом характеризует эти машины.
В США такие аппараты впервые появились в 1973 году, когда Chevrolet выпустил свой знаменитый двойной трак Chevrolet C-30 One-Ton Dually, получивший в народе прозвище Big Doolie.
Под капотом у него находился 350-кубовый двигатель V8 мощностью 155 л.с. и 345 Н*м крутящего момента, позволявший таскать за собой (или на себе) полноценный кемпер. Продавался новый С-30 в те годы по цене $4440.
DRW-монстры
Траки со спаренными колесами на задней оси обычно обозначают аббревиатурой DRW (dually rear wheels). Как правило, колес четыре, хотя существуют и монстры "о восьми ногах" на двух задних осях. Правда, в единичных экземплярах – все же, речь о настоящих произведениях искусства автомобильных фанатов – вроде 10-колесного трака Chevrolet Double Dually Custom (а в прошлой жизни – Chevrolet Silverado 3500 HD 2004 года выпуска). Его специально создали, чтобы эффектно доставлять спорткары на гонки по соляному озеру Бонневилль в штате Юта.
Двойные траки предлагаются исключительно в категории тяжелых пикапов, и в ней у каждого производителя всегда есть модель-другая. Например, у Ford это F-350 Super Duty и F-450, у Chevrolet – уже упоминавшийся Silverado 3500 HD, у GMC – Sierra 3500 HD и RAM 3500 Heavy Duty. Это самые большие, самые мощные и самые функциональные версии "двойников", предлагаемые на рынке США.
В зависимости от марки и модели двойной трак может иметь одинарную, полуторную или двойную кабину, часто бывает доступен в конфигурациях со стандартной и удлиненной платформой, задним или полным приводом.
Избыточная мощь
Двойные траки комплектуются самыми мощными и тяговитыми двигателями в линейке того или иного производителя. Такие пикапы, как RAM 3500 Heavy Duty и Ford F-350 Super Duty способны выдать крутящий момент более 1350 Н*м (для сравнения, типичный семейный седан развивает от 200 до 350 Н*м). Вся эта мощь хороша для выполнения определенных задач. Для обычного авто она избыточна – колеса могут просто пробуксовывать, если их не нагружать. Затащить тяжелый трейлер на затяжной подъем или спустить моторный катер по рампе на воду – совсем другое дело!
На своих двоих
Собственно, именно тяговые возможности двойных траков и диктуют необходимость иметь спаренные колеса. Потому что когда вам нужно буксировать или перевозить больше, чем может выдержать обычный пикап, но меньше, чем полноценная фура, двойной трак – единственный вариант. В конце концов, не так уж и много найдется машин, которые смогут тащить, например, 16-тонный дом на колесах.
Задние двойные колеса лучше распределяют нагрузку и обеспечивают лучшее сцепление с дорогой, помогая сбалансировать автомобиль. Кроме того, они важны с точки зрения безопасности, поскольку не позволяют машине перевернуться, если одно из задних колес внезапно лопнет.
Пятое колесо
При буксировке «супертраками» прицепов с тяжелым грузом обычным фаркопом не обойтись. Нужны сцепки «пятое колесо» (fifth wheel) или «гусиная шея» (gooseneck).
«Пятое колесо» представляет собой специальную сцепку-платформу, устанавливаемую на кузове трака. Ее так именуют, поскольку плоская С-образная конструкция действительно напоминает уложенное на бок колесо. «Гусиная шея» не слишком отличается от привычного всем седельно-сцепного устройства и также устанавливается на кузове трака.
Спаренные колеса значительно увеличивают грузоподъемность двойных траков – по ней они уступают лишь коммерческим или военным грузовикам. При правильном оборудовании RAM 3500 HD, например, может буксировать прицепы весом до 15,9 тонн, Ford F-450 Super Duty – до 16,8 тонн (у F-350 показатели поменьше – до 9,5 тонн и то лишь в одной из комплектаций – F-350 DRW 4X2 с 7,3-литровым мотором V8).
"Дули" здравому смыслу
Как и все специализированные транспортные средства, двойные траки стоят дороже обычных машин – прежде всего, из-за усиленной ходовой части, более мощных моторов, специально подобранных передаточных чисел заднего моста и другого специального оборудования, позволяющего перевозить/тащить тяжелые грузы.
Отделка салонов в новейших моделях тяжелых траков сремится к премиальности, и также обходится недешево.
Впрочем, именно дополнительные возможности двойных траков помогают сохранить их цену при перепродаже. Это плюс.
Поведение на дороге у этих машин совсем не легковое, хотя производители и пытаются с каждой новой моделью его сделать проще. Это минус.
Есть и другие проблемные моменты, связанные с владением dually track даже в США – не на каждую парковку они влезут, не в каждый гараж войдут, любой платный хайвей/автобан берет с них больше денег за проезд. Переправка в Европу – из-за нестандартных габаритов "дули" – также дороже.
Ну и вопрос экономии топлива. К счастью, тяжелые пикапы все еще считаются в США коммерческими транспортными средствами, поэтому автопроизводителям не приходится заморачиваться с тем, как их втиснуть в рамки стандарта топливной экономичности EPA (что довольно странно, учитывая, сколько подобных пикапов американцы покупают в последние годы для личного пользования).
Скажем прямо, "дули" – одни из самых прожорливых автомобилей на дорогах, даже если оснащены они не бензиновыми, а дизельными двигателями. С таким размером баков (от 110 до 200+ л), при каждой заправке придется оставлять на АЗС изрядные суммы.
Выглядят двойные траки не так, как прочие пикапы – за счет более широких задних арок, вмещающих спаренные колеса. Последние значительно выступают за габариты кузова, и это приходится учитывать при вождении.
Так зачем они нужны?
Таким образом, двойные траки дороги, неэкономичны и громоздки для езды по городу.
Несмотря на эти "убойные" аргументы против dually track, они снискали повальную и необъяснимую с рациональной точки зрения любовь американцев. Больше того – они активно используются гражданами США в качестве личных транспортных средств «на каждый день»!
Это привело к тому, что автопроизводители начали оснащать модели пикапов теми же технологиями и функциями безопасности, что и обычные легковые авто или кроссоверы. В салоне «даблтраков» не редки сенсорные экраны, поддержка Apple CarPlay и Android Auto, сиденья с подогревом и вентиляцией, панорамные люки и еще много чего, совсем не присущего «рабочим лошадкам».
Есть у «двойников» и уникальное оборудование. Например, системы камер кругового обзора, расположенные не только вокруг самих траков, но и прицепов к ним. Или особые системы помощи при парковке, призванные помочь при езде габаритных машин задним ходом.
GM, Ford и RAM предусмотрели для dually track такие нечастые опции, как сверхпрочное напыляемое покрытие для разных условий эксплуатации, встроенные генераторы и розетки.
Дилерские центры предлагают множество комплектаций и возможностей дооборудования «супертраков» под конкретные нужды, профессии и даже отрасли промышленности.
Если машина нужна вам в первую очередь для работы, двойной трак – однозначно правильный выбор.
А впрочем….тысячи автовладельцев во всем мире с таким выводом не согласились бы, поскольку покупают двойные траки исключительно для путешествий и «фана». Мощные моторы, эффектные обвесы, яркая индивидуальность этих машин – вне конкуренции.