Добавьте замену шин к неизбежным расходам в жизни, таким как покупка подарков на Новый год или штраф за превышение скорости: рано или поздно «обувь» вашего автомобиля потребуется обновить. Разберемся подробнее в теме, предложенной нашими клиентами: как долго шины могут оставаться в строю и что делать, чтобы избежать их преждевременного износа.
Для легковых автомобилей, легких грузовиков и внедорожников шины делятся на три категории:
Летние.
Зимние.
Всесезонные — могут использоваться круглый год. Об этом сигнализирует символ горы со снежинкой на боковине.
В нашей стране водителям не нужно объяснять, что всесезонные шины не всегда справляются с настоящими зимними условиями. Однако на авто из США такие шины встречаются довольно часто. Учтите, что для пикапов и внедорожников предназначены особые LT-шины (Light Truck), которые обозначаются буквами «LT» на боковине. Это жесткая и прочная резина. Вместе с тем, из-за усиленной конструкции LT-шины снижают комфорт езды на небольших внедорожниках. Срок службы шин варьируется: летние и LT-шины могут прослужить от 50 000 до 140 000 км. Диапазон зависит от условий эксплуатации, дорожных условий и манеры вождения.
Каждая шина несет на себе информацию, которая помогает понять ее параметры и назначение. Вот что можно найти на ее боковине:
1. Размер: Например, 205/55 R16 91H.
205 — ширина шины в миллиметрах.
55 — отношение высоты профиля к ширине шины в процентах (в данном случае 55% от 205 мм).
R — радиальная конструкция шины (наиболее распространенный тип).
16 — диаметр колесного диска в дюймах.
91 — индекс нагрузки, обозначающий максимальный вес, который шина может выдержать (в данном случае около 615 кг на одно колесо).
H — индекс скорости, который указывает на максимальную допустимую скорость (например, H означает, что шина рассчитана на скорости до 210 км/ч).
2. Дата производства: Эта информация указана в виде четырех цифр в овале, например «3519». Первые две цифры обозначают неделю года (35-я неделя), а последние две — год (2019). Это важно, так как срок службы шины обычно составляет около 5–6 лет с даты производства.
3. Маркировка M+S: Обозначает, что шина предназначена для грязи и снега (Mud + Snow). Это не всегда означает, что шина годится для суровых зимних условий.
4. Символ трех вершин со снежинкой: Такое обозначение на зимних и всесезонных шинах подтверждает их пригодность для настоящих зимних условий. Эта маркировка стала обязательной для зимних шин в Европе.
5. UTQG (Uniform Tire Quality Grading): Система оценки качества, применяемая к легковым шинам в США. Она оценивает шины по трем параметрам:
Износостойкость: Обычно выражается числом, например, 400, что означает, что шина в 4 раза более устойчива к износу, чем эталонная модель.
Сцепление: Обозначается буквами A, B, C (где A — лучший показатель).
Теплостойкость: Также обозначается буквами A, B, C, где A указывает на максимальную устойчивость к нагреву.
6. Европейская маркировка шин: В Европе действует система маркировки, которая оценивает три ключевых параметра:
Энергоэффективность (показатель сопротивления качению),
Сцепление на мокрой дороге,
Уровень шума, измеряемый в децибелах.
Одним из ключевых факторов износа является стиль вождения. Агрессивное вождение, с резкими ускорениями, поворотами и торможением, существенно ускоряет износ. Если ваши шины издают звуки в поворотах, это признак того, что они работают на пределе возможностей.
Превышение скоростного режима также значительно сокращает срок службы шин, особенно на высоких скоростях: износ происходит быстрее из-за перегрева резины.
Выбоины, неровные участки и гравийные дороги могут вызвать преждевременный износ шин. Однако основной риск исходит от боковых ударов, которые могут привести к разрывам и даже взрыву шины.
Регулярная езда по дорогам с плохим покрытием также уменьшает срок службы шин (примерно на 25% быстрее, чем на дорогах с качественным полотном).
Ультрафиолетовые лучи и воздействие высоких температур могут вызвать появление микротрещин в резине. Если вы эксплуатируете авто в стране с жарким климатом, не упустите момент появления таких повреждений.
Холод также меняет свойства резины. Шины начинают терять эластичность при температуре около -7°C, поэтому зимние шины — must-have для холодных регионов.
Для поддержания шин в хорошем состоянии важно поддерживать правильное давление (изучите руководство пользователя авто, чтобы выставить правильные параметры). К счастью, большинство современных автомобилей оснащены системами контроля давления в шинах (TPMS), что делает этот процесс легче, чем раньше.
Ротация шин рекомендуется через каждые 10 000–12 000 км. Если у вас есть полноценное запасное колесо, его стоит включать в цикл, чтобы увеличить срок службы всего комплекта.
Минимально допустимая глубина протектора для безопасной эксплуатации автомобиля составляет 1,6 мм (европейский стандарт). Однако некоторые эксперты советуют менять шины уже при глубине около 3 мм для лучшего сцепления с дорогой.
Проверка углов установки колес (развал-схождение) каждые два года помогает избежать преждевременного износа шин. Износ подвески и рулевого управления также может существенно повлиять на срок службы шин, вызывая деформацию протектора.
Следите за давлением: держите давление в шинах на уровне, рекомендованном производителем автомобиля, чтобы избежать перегрева резины и ее излишнего износа.
Проверяйте амортизаторы: изношенные амортизаторы могут вызвать неравномерный износ резины.
Используйте монеты для проверки протектора: монета в 1 евро поможет вам проверить глубину протектора — если обод монеты виден, значит шину пора менять.
Меняйте резину по сезону: даже если всесезонные шины кажутся универсальными, специализированные зимние шины обеспечат лучшее сцепление при низких температурах.
Не перегружайте автомобиль: чрезмерный вес увеличивает давление на шины, что приводит к их быстрому износу.