24.04.23

Китайский "электродесант" в Европу: старый автомобильный свет рушится

186
Китайский "электродесант" в Европу: старый автомобильный свет рушится

Производители электромобилей из Поднебесной успешно освоили внутренний рынок и сконцентрировались на освоении европейского, который является вторым в мире по величине после китайского. Журнал Forbes – о том, что ждет автомобильную Европу в ближайшем будущем.


Китайские производители до 2023 года занимались в Европе скорее партизанщиной, чем организованной «экспансией», стремясь исподтишка «отгрызть» продажи у местных производителей машин массового сегмента, вроде Volkswagen и Stellantis.

Но с этого года натиск китайцев на европейские рынки усиливается. В их поле зрения попадают премиальные игроки – BMW, Mercedes и Audi, – пишет издание Forbes cо ссылкой на данные рейтинговых исследований компании Fitch Solutions Country Risk & Industry Research.

Конечно, составлять конкуренцию именитым брендам китайцам будет сложнее – если вы можете позволить себе Porsche, Audi, BMW или Mercedes, вряд ли вас впечатлят шильдики Aiways, BYD, NIO или Xpeng.

Но – всему свое время под солнцем.

2.png

Первые стычки за «электрички»

Как свидетельствует исследование Fitch Solutions, китайцы начинают заходить издалека – с поставок аккумуляторов. Так, в ближайшие два года (с 2023 по 2025-й) доля аккумуляторных батарей от китайских производителей на европейском рынке может вырасти с 5% до 15%.

Есть шансы урвать кусок от европейского пирога и у китайских «электричек». Крупные автопроизводители Европы, стесненные жесткими правилами ЕС в отношении выбросов CO2, отдают предпочтение производству габаритных и дорогих электромобилей, приносящих ощутимый доход при продаже. Им будет все тяжелее справляться с более дешевыми китайскими конкурентами, и тем более – «спуститься» в сегмент дешевых малолитражек.

Первые примеры уже есть: в наиболее конкурентном сегодня ценовом сегменте авто за €30 тыс ($31,5 тыс), бренд MG, принадлежащий китайскому автопроизводителю SAIC, добился впечатляющих продаж благодаря высокому уровню оснащения машин и ценам на них  (примерно на 25% ниже, чем у конкурентов).

Уроки корейских небратьев

Все прежние попытки Китая проникнуть на европейский рынок с авто, оснащенными традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС), потерпели фиаско, наткнувшись на первое же препятствие – высокие требования к качеству продукции.

Китайцы извлекли из поражения уроки и теперь ориентируются на опыт своих соседей-корейцев, которые около 20 лет назад, заводя на европейский рынок такие марки, как Hyundai и Kia, завоевывали доверие покупателей длительными гарантийными сроками на свои авто. Сейчас корейские бренды полностью удовлетворяют требованиям европейских потребителей в отношении качества и стиля, а иногда и превосходят их ожидания.

Впрочем, европейская реакция на китайские авто будет касаться не только  вопросов качества и цены. К бизнесу примешиваются политические нюансы, ведь Южная Корея находится по одну сторону баррикад со западным миром, в отличие от коммунистического Китая. 

Вся китайская рать

Тем не менее, китайский вызов Европе уже брошен. По данным французской консалтинговой компании Inovev, продажи электромобилей made in China с 2021 по 2022 год практически удвоились, поднявшись с отметки 80 тыс. до 150 тыс. авто. Большая часть этого объема продаж приходится на машины всего двух брендов – Geely of China, дочерней компании Volvo Cars Polestar, и MG от SAIC.

Но это отнюдь не все силы «китайского десанта» в Европу!

«Ожидайте появления новых брендов, ранее неизвестных здесь, – говорится в отчете Inovev. – Таких как Aiways, BYD, JAC, NIO, Great Wall, Hongqi, Seres и Xpeng, большинство из которых специализируются именно на электромобилях. Некоторые из них уже были представлены на последнем автосалоне в Париже в конце 2022 года».

fromt-left-byd-han-byd-tang-and-byd-atto-3-for-european-market.jpg

Интересно, что многие из перечисленных брендов пытаются зайти в Европу «с севера», начав продажи в Норвегии, где, несмотря на огромные запасы нефти, власти делают ставку на электромобили.

В 2022 году продажи аккумуляторных электромобилей (BEV) из Китая составили около 5% от общеевропейского рынка таким машин. Аналитик Fitch Solutions Сантьяго Арье уверен, что эта доля может вырасти до 7–8% к концу 2023 года и до 12-15% в 2025 году. И основные предпосылки для этого – политика самого ЕС в отношении электромобилей.

Остановят ли китайцев пошлины?

В ближайшее десятилетие ожидается рост по экспоненте внедрения "электричек" в быт Старого Света – главным образом из-за строгих требований законодательства ЕС по выбросам углекислого газа (CO2).

Венцом такой политики является твердое намерение Европы запретить с 2035 года производство и продажу новых машин с ДВС.

Правительства активно продвигают электрификацию личного автотранспорта европейцев при помощи различных рыночных стимулов – налоговых льгот при приобретении, выгодных схем утилизации и т.д.

«Есть страны, особенно в Западной Европе, чьи рынки особенно привлекательны для китайских брендов электромобилей, в том числе благодаря наличию  в них развитой инфраструктуры зарядных станций, – говорится в отчете Fitch Solutions. – Кроме того, многие европейские автопроизводители в настоящее время нацелены на высокодоходный сегмент электромобилей премиум-класса, из-за чего на массовом рынке электромобилей образовался пробел, который готовы восполнить недорогие электромобили китайского производства».

И хотя Европа вводит 10% тариф на импорт автомобилей из Китая, за европейские авто, экспортируемые в Китай платят еще больше – от 15 до 25%. Если китайский импорт в Европу ускорится, ЕС неизбежно придется повышать пошлины – как, например, уже сделали США, взимая 25% с импорта автомобилей из Китая.

Между тем, такие бренды как Tesla, BMW и дочерняя компания Renault Dacia, по сути, уже импортируют в Европу электромобили китайского производства – то есть собранные на заводах этих компаний в Поднебесной. Скоро к ним присоединится и VW.

Специально для беднеющих богачей

Китайские производители тем временем не просто готовы экспортировать свою продукцию в Европу – они разрабатывают ее с учетом всех  местных законодательных требований. Речь о таких новых моделях, как Atto 3, Han и Tang от BYD.

NIO приготовило для европейского рынка ET7, EL7 и ET5, а Great Wall Motors – «поршеподобную» Ora Funky Cat (к слову, пригласив для разработки ее "внешки" одного из экс-дизайнеров Porsche).

Впрочем, большинство из этих авто – за исключением «относительно» недорогого Atto 3 за €38 тыс – нацелены на премиальный сектор, где им, конечно, будут не очень рады и где продажи могут оказаться непростыми.

«Для успешной экспансии на европейские рынки, китайскому автопрому потребуется преодолеть барьеры, связанные с плохой узнаваемостью брендов за пределами внутреннего рынка Китая и привычкой европейских потребителей к давно зарекомендовавшим себя европейским маркам, таким как VW, Mercedes-Benz и BMW», – отмечают в Fitch Solutions.

Сантьяго Арье допускает, что этот барьер может быть ослаблен в случае ухудшения экономической ситуации в ЕС.

«Слабые макроэкономические перспективы сделают относительно дешевые китайские электромобили более привлекательными для европейских потребителей. Точнее оценить потенциал китайских брендов сегодня нельзя. Нужно подождать, пока они обживутся на новых рынках в течение года-двух», – считает Арье.


Будущий завоеватель: мал да дешев

В будущем из-за законодательных ограничений, и спровоцированного ими роста цен на авто с ДВС, все больше европейцев будут отказываться от приобретения традиционных машин. И активно искать им доступную замену – какую угодно, лишь бы избежать поедок в городском транспорте.

Поскольку экономика европейских автопроизводителей сейчас не в состоянии конкурировать с масштабным китайским производством, только вопрос времени, когда китайцы выложат на стол свой главный козырь.

По всей видимости, им станет малолитражка стоимостью €10 тыс с учетом уплаты налогов, запасом хода на одной зарядке хотя бы 160 км, максимальной скоростью 110 км/ч и вместимостью "двое взрослых плюс двое детей".

744x0_1_autohomecar__ChwFkWOatxaAazUpABbYAKRgeFQ754.jpg

Что любопытно, подобный автомобиль уже существует в Китае – это Wuling Hongguang MINI, – самый дешевый на тамошнем рынке, размером cо SMART. Его цена как раз $10 145, создан он китайцами совместно с General Motors. Всего за два с половиной года машинка разошлась по стране тиражом более 1,1 млн. Для понимания: Nissan Leaf понадобилось почти 10 лет, чтобы достигнуть отметки в 500 тыс продаж по всему миру!

1400x0_1_q95_autohomecar__ChwFlGOatvaAGfR0AA59UmlcdHg064.jpg


При весьма скромных габаритах (2997 x 1493 x 1604 мм) и мощности электродвигателя всего в  41 л.с., 700-килограммовый автомобильчик обладает приличным запасом хода – 300 км. Именно у таких машин самый  большой шанс прижиться в тесных городах Европы, где они могут проявить свои основные преимущества – компактность и маневренность.

744x0_1_autohomecar__ChwFk2N3K-6AF7PZACMcg8AUngM619.jpg 

Закат европейского автопрома?

Судя по всему, европейская промышленность готова почти без боя уступить большую долю сектора дешевых малолитражок Китаю или, скажем, Индии.

Если так случится, на европейских автозаводах будут производить лишь машины премиум-класса. Это автоматически повлечет за собой сокращение рабочих мест и производственных линий – в строю останется лишь около 1/5 текущего европейского автомобильного производства.

Кажется, только какие-то неожиданные глобальные события могут остановить развитие этого сценария.

Источники: Forbes.com, Autohome.com.cn

1