Минск
16.10.25

Китайцы не готовы к Европе? Dongfeng провалил краш-тесты

225
Китайцы не готовы к Европе? Dongfeng провалил краш-тесты

Китайский электрокар Dongfeng BOX провалился на европейском краш-тесте Euro NCAP. Всего три звезды из пяти. При столкновении разошлись сварные швы модели, двери заклинило, а подушка безопасности сработала с задержкой. Пока конкуренты уверенно набирают четыре и пять звезд, BOX демонстрирует: китайским авто еще есть чему учиться, если они хотят серьезно конкурировать в Европе.

Когда Euro NCAP публикует результаты очередных испытаний, это всегда момент истины. Особенно для производителей, решивших выйти на европейский рынок. Новый Dongfeng BOX EV – малолитражный электрокар, обещавший стать доступным конкурентом Renault 5 и BYD Dolphin, – стал главным разочарованием осенней серии тестов 2025 года, опубликованных 15 октября.

Сложился, как бумажный журавлик

Вместо ожидаемых четырех или пяти звезд автомобиль получил три – и не из-за мелочей. При фронтальном столкновении кузов разошелся по сварным швам, двери заклинило, а подушка безопасности водителя не сработала как надо.

Euro NCAP в своем отчете оформил результат теста без лишних эмоций: «Разрушение точечных сварных соединений и структурная нестабильность кузова требуют устранения». В переводе с языка экспертов на всем понятный, это значит: Dongfeng убил пассажиров, хотя должен был их уберечь.

Испытание проводилось при скорости 50 км/ч с частичным перекрытием барьера (partial overlap) – типичная ситуация для городского ДТП. Однако даже при таких условиях кузов Box сложился, как бумажный журавлик.

Добавим сюда нераскрывшуюся вовремя подушку и заблокированные фронтальным ударом двери – и получим сценарий, при котором шансы на быструю эвакуацию пассажиров минимальны. Для Европы, где безопасность – культ, такой результат звучит как приговор.

Между амбициями и физикой: что пошло не так

Dongfeng позиционирует BOX как «умный городской EV с акцентом на экономию энергии». Но, как иногда бывает, стремление сделать автомобиль легче и дешевле обернулось потерей его прочности.

Точечная сварка, которой соединяются элементы кузова, – критический элемент конструкции. Если она слабая или распределена неравномерно, металл начинает «играть», и зоны деформации перестают работать как задумано. Именно это произошло в Dongfeng. В результате манекены, выполнявшие роль пассажиров, скоропостижно отправились на свалку.

По данным Euro NCAP, защита взрослых пассажиров Dongfeng оценена в 69%, пешеходов и велосипедистов – в 67%, что заметно ниже средних показателей для современных малолитражек. Для сравнения: Renault 5 EV и BYD Dolphin набрали 84–86% в аналогичных категориях.

Здесь дело не в предвзятости. Китайские бренды уже доказали, что могут строить прочные и безопасные автомобили: Chery Omoda 5, Great Wall Ora Funky Cat и BYD Seal подтвердили это на тех же испытаниях. Проблема в другом – в разном уровне инженерной зрелости.

Некоторые компании делают ставку на быстрый экспорт и «визуальные» инновации, забывая, что европейский рынок прежде всего оценивает не экраны или автопилоты, а то, что происходит в первые секунды после удара.

Издание Carscoops.com не удержалось от сарказма: «Box действительно оправдал свое имя, но это не та коробка, которую стоит вскрывать». В свою очередь, Motor.es отметил, что Dongfeng явно не адаптировал кузов к европейским стандартам жесткости – и, по сути, зачеркнул для себя путь на рынок ЕС.

Есть и системный момент: несмотря на огромные успехи китайского автопрома, не все производители из Поднебесной готовы вкладываться в глубокую переработку моделей ради Европы. Но это тема отдельного материала, к которой мы еще вернемся.

Урок, который надо усвоить

Euro NCAP регулярно напоминает, что безопасность – не маркетинговый элемент, а физический факт (во многом и медицинский). Проблему точечной сварки и автоматического разблокирования дверей Dongfeng обязана решить, если рассчитывает остаться на рынке Европы.

Хотя неудача Dongfeng BOX на европейском краш-тесте стала для многих неожиданностью, в Китае к ней отнеслись спокойно –восприняли скорее как возможность улучшить автомобиль, чем катастрофу. Сarnewschina.com подчеркивает: провалы показывают слабые места, стимулируют производителей дорабатывать авто и повышать его уровень безопасности.

Но спокойно – не значит благостно. Китай ужесточает экспортные правила. Теперь даже машины, формально оформленные как подержанные, но фактически не прошедшие всех проверок, могут не покинуть страну. Государство стремится тотально контролировать качество экспортируемых моделей.

Что ожидает Dongfeng

После негативного краш-теста BOX зарубежные партнеры могут снизить закупки или вовсе отказаться от сотрудничества с Dongfeng. Кроме того, пострадает репутация марки на внутреннем рынке.

Случившееся уже стало сигналом для властей Китая о необходимости вмешаться в ситуацию. «Отложить исправления» в Китае не получится – государство умеет держать производителей за шиворот, пока они не доведут машины до нужной кондиции.

Модели, не соответствующие установленным стандартам (особенно местным, C-NCAP), могут попросту не сертифицировать и снять с продаж на внутреннем рынке.

И, надо сказать, такая стратегия работает.

  • После критики Euro NCAP за систему помощи водителю в модели Atto 3, компания BYD приняла меры. Выпущенные в 2025 году автомобили были оснащены новой системой, получившей оценку «Хорошо» с результатами 67% и 80% в категориях Assistance Competence и Safety Backup соответственно.
  • Компания NIO также улучшила свои автомобили после выявления проблем. В результате, модели ET5 и EL7 получили пять звезд по версии Euro NCAP.
  • XPeng активно внедряет инновации в свои автомобили для повышения их безопасности. Модель G6 получила пять звезд по версии Euro NCAP благодаря интегрированному литью, высокой жесткости кузова и улучшенной безопасности батареи.

Не слишком преувеличивая, можно сказать, что для китайских авто провал в Европе – самый быстрый путь к успеху.

Источники: Сarscoops.com, Еuroncap.com

1