Минск
01.10.25

Кондуктор не спешит: Китай тормозит экспорт своих EV

13
Кондуктор не спешит: Китай тормозит экспорт своих EV

Китай обогнал Японию и стал мировым лидером по экспорту автомобилей. Но вместо пышных празднований и салютов страна неожиданно ограничила поставку своих электромобилей за границу. С начала 2026 года производители полностью электрических авто будут обязаны получать экспортные лицензии. Пекин ясно дал понять — на первом месте теперь не количество машин, а их качество и надежность.

Для Европы это означает, что некоторые популярные китайские модели авто станут менее доступными, и спрос может опередить предложение. Переходим к деталям.

Выстрел в ногу

Китайский автопром за последние годы рос как на дрожжах. Заводы BYD, NIO, XPeng, ORA и другие штамповали ежемесячно десятки тысяч машин. По данным CBT News в 2024 году Китай экспортировал рекордные 1,65 миллиона электромобилей — почти вдвое больше, чем в 2022 году. Китайские бренды массово атаковали Европу, вызывая у конкурентов шок: дешевая цена, продвинутая электроника, автономное вождение перевернули правила игры на рынке.

Но стремительный рост экспорта приносил и свои сложности: машины уходили за границу без должного сервиса. Каждая поломка или задержка с сервисом на европейском рынке снижали доверие к китайским машинам на электротяге. Брендам грозила потеря репутации, и в Китае решились на радикальный шаг, очень напоминающий выстрел в собственную ногу.

Контроль вместо хаоса

По действиям Пекина видно, что он больше не хочет играть в «дикого экспортера». С 1 января 2026 г. заявки на экспортные лицензии в Китае смогут подавать только официальные производители и их авторизованные партнеры. Каждая отправка за рубеж будет проверяться на соответствие стандартам безопасности, качества и экологическим требованиям, каждая машина — иметь надежную систему послепродажного обслуживания.

«Невозможно позволить, чтобы машины уходили за рубеж без сервиса, — пояснил У Сунцюань, директор по исследованиям Китайского центра автомобильных технологий, которого цитирует Сbtnews.com. — Стандартизация и контроль качества помогут китайским брендам завоевать доверие клиентов на долгие годы».

Существует и другая важная цель китайского авторазворота – управление избыточным предложением на внутреннем рынке и предотвращение ценовых войн среди местных производителей.

Министерство торговли Китая информирует: начиная с января 2026 года, все автопроизводители и уполномоченные компании обязаны оформлять экспортные лицензии, как это уже делается для гибридов и автомобилей с ДВС. Нарушителям грозят серьезными последствиями — от задержек поставок до штрафов и ограничений на экспорт.

CBT News подчеркивает: отсутствие сервисной сети и низкое качество обслуживания создавало хаос на европейских рынках. Покупатели сталкивались с ограниченным сервисом, долгим ожиданием запчастей и сложными гарантийными процедурами…

Значит, Пекин вовремя принял трудное решение.

Что ожидает Европу

Популярные модели — BYD Han, NIO ET7, XPeng P7, ORA Good Cat — теперь могут попасть под ограничения поставок. Европейские дилеры уже готовятся к возможному дефициту, а аналитики прогнозируют рост цен на 5–12% в зависимости от модели. По-видимому, ограничения особенно негативно повлияют на стартапы вроде Li Auto и WM Motor, которым придется пересматривать логистику и ценовую политику.

«Скорее всего, покупателям из Европы следует готовиться к тому, что очереди на китайские электромобили станут длиннее, а доступность определенных моделей — ниже. Меньше станет и скидок в автосалонах», – делится предположением эксперт по продажам EV на Сarscoops.com.

Некоторые автопроизводители из Поднебесной уже начали адаптироваться к новым условиям. К примеру, компания BYD строит заводы в Венгрии и Турции, чтобы производить электромобили непосредственно в Европе. Это позволит избежать новых тарифов и соответствовать местным стандартам (о проблемах BYD мы уже писали здесь). Reuters сообщает, что завод в Венгрии начнет производство к концу 2025 года, а в Турции — в 2026 году.

Ранее прогнозировалось, что к 2026 году китайские электромобили будут составлять около 35% от общего объема продаж электромобилей в Европе. Введение экспортных лицензий может замедлить запланированный рост, особенно если китайские производители не смогут быстро адаптироваться к новым условиям.

Зато уменьшение давления со стороны китайских брендов даст дополнительное пространство для роста европейским производителям. Volkswagen, BMW и Renault почти наверняка увидят всплеск интереса к своим электромобилям. Так что, если вы планировали покупку европейской иномарки, поторопитесь, пока их производители на радостях не взвинтили цены.

Уйти, чтобы вернуться

Конечно, Китай рассчитывает, что отступление на глобальном рынке символическое и временное. Генеральный секретарь Ассоциации легковых автомобилей Китая Цуй Дуншу прогнозирует: через пять лет страна сможет экспортировать до 10 млн автомобилей ежегодно, при том что внутренний рынок достигнет 30 млн машин.

По его мнению, экспортные ограничения станут тем самым «социалистическим плановым рычагом», о существовании которого у нас успели подзабыть. Ожидается, что в долгосрочной перспективе они укрепят доверие к китайским брендам, стабилизируют цены и…стимулируют европейских производителей развивать собственные электромобили и собственную сервисную инфраструктуру.

Вот спасибо, хорошо, положите на комод!)

Инсайдеры сообщают

(Le Monde, Eletric-vehicles.com, Insidechinaauto.com)

  • BYD Han и Tang — сократят поставки в ЕС на 15–20%, возможен временный дефицит авто; спрос на ограниченные партии вырастет.
  • NIO ET7 и ES6 — доставка замедлиться, особенно в Германию и Нидерланды, рост цен на 5–10%.
  • XPeng P7 и ORA Good Cat — сохранится доступность, но цены повысятся на 7–12%.
  • Стартапы (Li Auto, WM Motor) — возможен временный уход с некоторых рынков на период адаптации, логистические трудности и пересмотр ценовой политики.

Источники: Сarscoops.com, Insidechinaauto.com

1