На заводе в Саарлуисе в прошлую пятницу сошел с конвейера последний Ford Focus — белый пятидверный хэтчбек. Завершилась 27-летняя история одной из самых известных моделей компании. «Mомент был предсказуем, но от этого он не менее болезненный», — отметил Motor1.
Ford подтвердил, что последний автомобиль изготовлен 14 ноября 2025 года. Прощальное фото Focus не опубликовали, но известно, что это был белый хэтчбек в пятидверном кузове. Еще раньше, в конце сентября, завершилась сборка спортивной версии ST — и тоже в «фатальную пятницу».
Теперь Focus становится очередным именем в длинном списке моделей, от которых Ford отказался в Европе: Fiesta исчезла в 2023 году, Mondeo — годом ранее, а компактный Ka — в 2020-м. В итоге, в европейской линейке Ford больше нет классических легковых машин — только кроссоверы и коммерческие модели.
Почему Ford снимает легендарные модели
Формально спрос на Focus и другие классические «полупокойники» еще держался, но — как признал глава Ford Джим Фарли — маржа была слишком низкой. Компания не видела смысла инвестировать в дальнейшую разработку машин, которые остаются популярными, но не дают нужного дохода.

Внутренний аудит Ford показал: чтобы адаптировать Focus к будущим стандартам выбросов Euro 7, пришлось бы фактически строить новую платформу и полностью обновлять двигатели EcoBoost — а это расходы, которые не оправдывают себя в сегменте компактных хэтчбеков.
Вместо этого Farley сформулировал новое кредо компании: «Мы выходим из бизнеса скучных автомобилей и переходим к бизнесу культовых моделей».
Роковое решение
Неофициально сотрудники Ford Europe говорят, что решение о судьбе Focus было принято на совещании в Кельне еще в 2021 году. Якобы именно там прозвучала роковая фраза: «Каждый доллар, вложенный в ДВС, — отнятый доллар у электрификации». После этого судьба Focus была решена.
Такой выбор уже дорого обошелся компании. Доля Ford в Европе упала с 7,2% в 2015 году до около 3,3% на сентябрь 2025-го. С уходом Focus падение может усилиться: 2026 год станет первым, когда у бренда не останется ни одного массового легкового автомобиля (если не считать нишевого Mustang).

Завод в Саарлуисе могут продать
Закрытие Focus — не только финал модели, но и серьезное испытание для завода в Саарлуисе, одного из крупнейших в Германии. Он десятилетиями считался сердцем европейского Ford, но теперь сталкивается с минимальной загрузкой: часть производственных цехов законсервирована, многие сотрудники переведены на сокращенный график.
В 2022 году Ford рассматривал различные варианты для завода, включая его продажу «тихим» фондам с Ближнего Востока и партнерство с китайскими производителями. BYD приезжала на переговоры о приобретении завода уже дважды, но окончательного решения пока нет, сообщил Saarbrücker Zeitung.
Что дальше? Клон Focus и новая эпоха
Стратегия Ford в США выглядит совсем иначе, чем в Европе. Компания давно «вывела за скобки» легковые модели вроде Focus, Fiesta, Fusion и Taurus, сосредоточив внимание на пикапах, SUV и кроссоверах.
Европейские подразделения компании долго пытались балансировать между электрифицированными моделями и сохранением присутствия на рынке компактных машин, но и они теперь вынуждены сворачивать легковую линейку в пользу кроссоверов, SUV и «электричек».
По данным Automobilwoche, дилерам Ford уже сообщили о подготовке производства новых моделей. Первая из них, вероятно, будет кроссовером размером с Focus — своего рода переосмыслением идеи компактной машины. Как его разместят относительно Kuga, пока неизвестно, тем не менее, тренд ясен.
На отдельных рынках остаются модели Mondeo/Taurus, но Focus навсегда уходит в историю.
Почему Ford Focus стал культовым
Focus был не просто массовой машиной — это был эталон компактного семейного хэтчбека, первый «настоящий автомобиль» для многих европейцев, сочетавший практичность, динамику и характер.
Источники: Motor1.com, Аutomobilwoche.de