Немецкие автопроизводители бьют тревогу: если стоимость электричества продолжит расти, это создаст угрозу будущему рынку электромобилей. Уже сейчас скачок цен на электроэнергию сказывается на производстве и продажах таких машин в Европе.
Рост цен на электроэнергию и сырье, хроническая нехватка запчастей и повсеместное сокращение доходов населения оказывают значительное влияние на производство и продажу автомобилей, сообщает британская газета Тhe Guardian.
До недавнего времени приобретение электромобилей становилось все более популярным. Но после недавнего повышения цен на электроэнергию в Европе (например, в Германии примерно на 30% по сравнению с прошлым годом) разница между ценой электричества и стоимостью традиционного топлива значительно сократилась.
Если тенденция сохранится, есть опасность возникновения «эффекта домино», при котором инвесторы последовательно прекратят строительство новых зарядных станций. Кроме того, электромобили станут менее привлекательными в эксплуатации, а попросту говоря, непрактичными.
Не намного лучше ситуация у тех владельцев электромобилей, которые заряжают свои автомобили дома или на стоянках – по контракту с операторами зарядки. Они столкнулись с ростом цен на 10% и более. И рост этот, скорее всего, будет продолжаться. Дело в том, что цена на электроэнергию привязана к цене на газ. «Голубое топливо» становится все более дефицитным после того, как Россия прекратила его поставки в Германию.
Allego, один из крупнейших операторов зарядных станций в Германии, поднял цены в начале сентября с €0,43 за кВт*час до €0,47. Экспресс-зарядка постоянным током выросла с €0,65 до €0,70 за кВт*час, а так называемая сверхбыстрая — с €0,68 до €0,75 за кВт*час.
Дисконтные супермаркеты, крупные торговые сети и мебельные магазины, еще недавно предлагавшие покупателям бесплатную зарядку на своих паркингах, начинают брать за нее деньги.
По словам экономиста Стефана Братцеля, ситуация несет угрозу для отрасли; необходимо срочно на нее реагировать.
«Взрывной рост цен на электроэнергию – грозит самому существованию электрических транспортных средств, — говорит он. — Если электромобили станут дорогими в использовании, всплеск электромобильности сойдет на нет — люди просто перестанут покупать электрокары!».
Братцель является основателем Центра автомобильного менеджмента (CAM), который призывает правительство Германии ограничить рост стоимости электроэнергии – с тем, чтобы она не превышала цен на бензин. По его мнению, только такие меры обеспечат «безоблачное будущее» электромобилей.
«Электромобили теряют свое очарование», — заявила директор Центра автомобильных исследований в Дуйсбурге Хелена Висберт в своем недавнем комментарии для экономического издания Handelsblatt. И дело не только в подорожавшем электричестве.
С 2023 года правительство планирует сократить государственные субсидии на покупку электромобилей стоимостью до 40 тыс. с нынешних €6 тыс. до €4,5 тыс, а затем и до €3 тыс. Покупатели подключаемых гибридов, которые в настоящее время получают дотацию в размере €6750, вообще ее лишатся. В немецком министерстве экономики объясняют это тем, что растущая популярность "электричек" делает ненужными государственные стимулы для увеличения их продаж.
Общий выделенный бюджет на "электрокомпенсации" в 2023 году будет ограничен суммой €2,5 млрд, что достаточно для покупки 400 000 электромобилей (менее 1% таких машин на дорогах Германии).
В 2024-м будет выделено только €0,9 млрд. субсидий для приобретения электрокаров. На покупку машин стоимостью €45 тыс. помощь и вовсе перестанут выделять (сейчас подобное правило действует в отношении авто дороже €65 тыс.).
Отраслевые эксперты не верят, что планируемая энергетическая реформа ЕС, призванная разграничить цены на электроэнергию и газ, пройдет быстро и гладко.
«Сейчас важно придумать хоть какой-то стимул для рынка и он должен быть на 100% эффективным», — считает Братцель из CAM.
Одним из таких стимулов, который можно быстро реализовать, является увеличение транспортного налога на автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). При этом электромобили предлагается от такого налога избавить.
Кроме того, Братцель рекомендует ввести дополнительные бонусы для владельцев электрокаров (в отдельных странах Европы они уже действуют): разрешение въезжать в полосы движения общественного транспорта и занимать парковочные места, недоступные автомобилям с ДВС.
Государственная поддержка развития электрической мобильности выходит на первый план. В Норвегии, где правительство (впервые в мире) приняло решение о финансовом стимулировании приобретения электромобилей и построило широкую сеть зарядных станций, 64,5% новых автомобилей, зарегистрированных в 2021 году, являлись электрокарами. Германия находится на шестом месте в мире по этому показателю с 13,6%, а Великобритания – на девятом с 11,6%.
Источники: Тheguardian.com, Volkswagen.de.