Акции BYD выросли на 4,1% во вторник, 18 марта, достигнув рекордной отметки на фоне сообщения о том, что электромобили китайского производителя будут заряжаться всего 5 минут (для пробега на 400 км). Но все ли так радужно в этой сенсационной новости?
Китайская компания BYD уже является крупнейшим в мире производителем батарейных электромобилей и подключаемых гибридов, сочетающих аккумулятор и ДВС. Инвесторы, включая Уоррена Баффета, считают, что в ближайшем будущем она лишь укрепит свое лидерство в производстве электромобилей и аккумуляторов. Так что нет, ни о каком обмане речи быть не может.
Что смогут автомобили BYD?
Основатель BYD Ван Чуанфу, которого часто называют китайским Илоном Маском, заявил, что уже в скором времени флагманские модели компании смогут получать мегаватт мощности, или 1000 киловатт (кВт) за короткий промежуток времени, что позволит компании «полностью решить проблему зарядки для пользователей». Для сравнения: обычная розетка выдает всего около 2,3 кВт.
Автомобили BYD смогут заряжаться гораздо быстрее, чем большинство современных электромобилей! Потрясающая новость!
Первыми моделями с супербыстрой зарядкой, как сообщают СМИ, будут седан Han L и внедорожник Tang L. Скорость зарядки в 1000 кВт позволит этим электромобилям добавлять 400 км пробега за 5 минут. По времени зарядки/заправки они практически сравняются с бензиновыми авто. Каждая секунда зарядки будет приплюсовывать «электричке» BYD 2 км пробега!
Tesla проигрывает китайцам
«Tesla едва удержала титул крупнейшего производителя «чистых» электромобилей в 2024 году, но заявление BYD заставит инвесторов задуматься, сможет ли компания Маска, больше увлеченного поддержкой Дональда Трампа, чем развитием современных технологий, выдержать конкуренцию с китайским автогигантом», – ядовито отметила британская The Guardian.
Не секрет, что широко разрекламированная сеть «суперзарядных станций» привлекла большую часть первых покупателей электромобилей Tesla. «Суперчарджер» способен зарядить автомобиль на 172 мили (280 км) за 15 минут при мощности до 250 кВт (самые новые зарядные устройства могут достигать 500 кВт). Это всего четверть/половина мощности, предлагаемой BYD. Не случайно акции Tesla упали на 4,8% в минувший понедельник и еще на более чем 5% – после открытия рынка во вторник.
Аналитик азиатского авторынка Юнис Ли, услышав о достижении BYD, нисколько не удивилась, упомянув китайских конкурентов этой компании – XPeng и Zeekr – чьи зарядные системы 5C и 5,5C могут добавить 450 км и 550 км пробега за 10 минут соответственно.
Напомним, в Европе «ультрабыстрой» считается зарядка мощностью выше 150 кВт, хотя на важных автомагистралях есть зарядные станции с мощностью более 350 кВт.
Быстрая зарядка от BYD: в чем фокус
Как известно, зарядные устройства одновременно подают сверхвысокое напряжение и сверхсильный ток. Чем выше эти показатели, тем больше и опаснее нагреваются аккумуляторы.
BYD заявила, что ей удалось снизить внутреннее сопротивление новых аккумуляторов, и это позволило достичь невероятной скорости зарядки серийных автомобилей.
Чтобы справиться с высоким напряжением, компании пришлось разработать новое поколение «силовых» чипов на основе карбида кремния, которые управляют большой мощностью в системе зарядки.
Чтобы окончательно уничтожить Тesla, компания сообщила, что установит сеть из 4000 «молниеносных» зарядных станций по всему Китаю.
Есть ли недостатки у китайского чуда?
Самый очевидный изъян суперзарядки из Поднебесной — ее цена. Новая технология повысит стоимость производства автомобиля, хотя и снизит пресловутую «тревогу о длине пробега», которая, как считают многие аналитики авторынка, значительно уменьшает интерес к «электричкам».
Другая проблема – стоимость энергии. Быстрая зарядка требует больше энергии, а значит, и более дорогое подключение к электросетям. Иначе говоря, сверхбыстрые зарядные устройства обойдутся потребителям значительно дороже традиционных.
Неясно также, какой эффект быстрая зарядка окажет на аккумуляторы, которые имеют обыкновение деградировать со временем. В существующих технологиях регулярная быстрая зарядка снижает общую цифру пробега.
Скоро ли «свербыстрая» технология завоюет рынок?
Нет — по крайней мере, не в ближайшее время. Конечно, премиальные автопроизводители будут стремиться догнать BYD, но массмаркет требует снижения стоимости аккумуляторов, а не разработки «инопланетных» киловатт-контейнеров. Для многих водителей, особенно тех, у кого есть собственная зарядка, не так уж часто возникает необходимость заряжать машину на общественных станциях (разве что для редких дальних поездок). Им вполне удобно подзаряжать авто ночью, когда цены на энергию самые низкие.
Источники: Theguardian.com, Motor1.com