Если вы подыскиваете «электричку» с пробегом из США — будьте начеку: в ближайшие месяцы рынок захлестнет новая волна отличных предложений. Причина кроется в особенностях американского законодательства. Несколько лет назад в США запустили налоговую схему, сделавшую аренду электрокаров крайне выгодной. Теперь срок лизинговых контрактов истекает — и тысячи отличных машин с пробегом выходят на вторичный рынок.
Причина грядущего обвала кроется в особенностях американского законодательства, которое породило бум лизинга электромобилей в США. Сейчас, когда срок аренды подходит к концу, эти автомобили массово выходят на вторичный рынок.
Налоговая лазейка
В 2022 году в США приняли так называемый Inflation Reduction Act (IRA) — закон, стимулирующий переход на чистую энергетику. Он предусматривал налоговые вычеты до 7500 долларов при покупке электромобиля. Но была загвоздка: из-за жестких требований к происхождению аккумуляторов (исключались компоненты из Китая) большая часть популярных моделей, включая Tesla, не имела права на льготу. Это резко снизило спрос на прямую покупку.
Однако в законе осталась лазейка: если электромобиль оформляется в лизинг, он считается коммерческой покупкой, и ограничения по происхождению компонентов уже не действуют. Банк или финансовая компания, которая официально владеет автомобилем, получает налоговый вычет — и часто передает его арендатору в виде сниженного ежемесячного платежа. Схема быстро стала массовой в США.
Если в 2022 году в лизинг сдавалось около 15% электрокаров, то к марту 2025-го — уже 67%. Tesla выиграла больше всех, особенно в штатах, где быстро переходят на «зеленые» технологии. По сути, американский рынок превратился в конвейер по формированию потока почти новых электричек, срок аренды которых составлял два-три года.
Диаграмма: Американские автомобили в лизинге
График показывает, как менялось количество лизинговых договоров на электромобили в США с 2022 по первый квартал 2025 года. Вот ключевые моменты:
2022 год: всего 74,4 тыс. договоров — довольно скромный старт.
2023 год: число лизингов подскочило до 221,6 тыс. — почти трехкратный рост.
2024 год: пик — 507,7 тыс. новых договоров. Это рекорд, который почти в 7 раз превышает уровень 2022 года.
За первый квартал 2025 года — 178,7 тыс. лизинговых электрокаров.
Если тренд сохранится, за год цифра будет ниже, чем в 2024-м. Это может говорить о насыщении рынка, снижении интереса или ожиданиях изменений в политике налоговых льгот.
Пик лизинга в 2023–2024 годах означает, что в 2025–2027 на рынок начнут массово поступать подержанные электромобили в отличном состоянии.
Почему это важно
Сейчас мы стоим на пороге важного этапа: первая волна автомобилей из лизинга возвращается в дилерские центры США. По данным Recurrent Auto, уже в 2025 году на рынок поступит около 123 000 электромобилей. В 2026 году авто, завершивших лизинг, будет 329 000, а в 2027 — свыше 650 000. Всего за три года — более 1 миллиона (!) подержанных, почти новых электрокаров, большинство из которых — Tesla, Chevrolet Bolt, Ford Mustang Mach-E, Hyundai Ioniq 5 и Kia EV6. А значит, предстоит гигантское расширение ассортимента на аукционах Manheim, IAAI, Copart и других площадках, с которыми работают европейские дилеры и экспортеры.
Что особенно важно: автомобили из лизинга, как правило, имеют низкий пробег, минимальный износ, а многие — еще на заводской гарантии. Часто они находились в одних руках, регулярно обслуживались и не участвовали в ДТП. То есть, покупатель из Европы получит практически новый электрокар с солидной скидкой, а также с историей эксплуатации, которая легко проверяется по VIN-коду.
Лови лизинговую волну!
В дополнение к сказанному выше, стоит упомянуть, что в США действует налоговый вычет $4000 при покупке подержанного электрокара. Хотя он не распространяется напрямую на экспорт, этот бонус часто закладывается в цену и позволяет снизить итоговую стоимость автомобиля.
Одно «но»: президент США Дональд Трамп и республиканцы уже пообещали пересмотреть климатическую политику Байдена, включая отмену субсидий на электромобили. Если это произойдет, стоимость владения электрокарами в США вырастет, а их массовое распространение замедлится. Это может сократить поток выгодных предложений для международных покупателей в следующем, 2026 году.
Тем не менее, поток автомобилей, взятых в лизинг с 2022 по 2024 год, уже запущен и необратим, даже если политический курс изменится. Эти машины вернутся на рынок в любом случае — и именно они станут основой для вторичного экспорта в Европу.
Если вы рассматриваете покупку электромобиля с пробегом из США, ближайшие 12–24 месяца — лучшее время для сделки. Огромное предложение, падающие цены, надежная история автомобилей и стабильная логистика делают этот сегмент очень привлекательным для европейского покупателя.
Пока новые электрокары в ЕС стоят заоблачно (и спрос на них растет), доставка из Китая осложнена пошлинами и геополитикой, американский рынок дает реальный шанс сэкономить. Главное — действовать быстро, и успеть поймать лизинговую волну!
Источники: Axios.com, Аpnews.com