С первыми погодными минусами на дворе почти синхронно загораются два источника света — гирлянды на елках и желтая лампочка TPMS на панели приборов вашего авто. Автосервисы сразу входят в цейтнот: по данным Bridgestone, каждый третий звонок в шиномонтажи в декабре связан с этим «ЧП».
Чтобы понять, почему такой казус случается ежегодно, посмотрим, насколько массовой стала технология Tire Pressure Monitoring System (TPMS, система контроля давления в шинах), и по каким алгоритмам она работает.
Как датчики TPMS стали нормой
Сегодня датчики контроля давления — уже не отдельная опция, а повсеместный стандарт. В США его ввели в 2008 году после серии громких расследований о влиянии недокачанных шин на аварии.
Европейский союз подтянулся несколько позже: новые модели обязали оснащать TPMS с 2014-го, а все новые автомобили — с 2016 года. Южная Корея провела свои регуляции примерно в 2013 году. В Японии и Китае строгих правил меньше, но глобальные производители на большинство моделей ставят TPMS «по умолчанию».
В итоге парк после 2015 года почти полностью «датчиконосный». Исключениями остаются лишь отдельные бюджетные машины для развивающихся рынков; да еще коммерческий транспорт.
По оценкам Continental, в мире сегодня используется около 1,3 млрд активных TPMS-датчиков, и каждый год на линиях выпускается еще минимум 80–90 млн.

Стоит отметить, что существуют активные и пассивные TPMS.
Почему лампочка загорается зимой
Как это ни странно звучит, воздух в шине — «живой». Он расширяется, сжимается, реагирует на температуру, влажность и даже атмосферное давление — на больших высотах давление в шинах падает дополнительно. На каждый 10°C снижения внешней температуры давление падает в среднем на 0,07–0,1 бара (у легковых авто).
То есть, если вечером было +5°C, а ночью стало –5°C, то давление в колесах автоматически упадет примерно на 0,15–0,2 бара, и система посчитает, что пора вас предупредить.
Зимой эффект усиливается из-за влажности внутри шины: при движении шина нагревается, влага расширяется; ночью — сжимается сильнее сухого воздуха. Скачки давления днем и ночью становятся почти неизбежными. Именно поэтому инструкции всех производителей требуют проверять давление на холодных колесах — утром, до поездки.
Кстати, отсюда же — растущая популярность азота. Не потому что он какой-то особенно «волшебный», а потому что 99% сухого газа дают на 25–30% меньшие колебания давления при тех же перепадах температуры. На спортивных и тяжелых машинах это ощущается контрастнее.
Есть и менее очевидная деталь: литые диски в мороз ведут себя иначе, чем стальные. Легкосплавный металл пористее, и при резких минусах может давать легкую утечку воздуха. Мелочь, но зимой она становится фактором.
Кроме того, резиновые уплотнители датчиков старых машин теряют эластичность и на морозе могут подводить TPMS быстрее, чем батарейки.
Имейте ввиду, что на многих датчиках можно отдельно поменять уплотнительное кольцо (обычно стоит недорого).
Что делать, если загорелся индикатор
Если лампочка вспыхнула утром — это еще не признак катастрофы. Особенно, если система не показывает конкретное колесо. Если все же показывает — перепроверьте давление обычным манометром.
По мнению экспертов Drive.ca, при разнице до 7 psi (примерно 0,5 бара) можно спокойно доехать до ближайшей заправки. Домашний компрессор вообще снимает все вопросы — и экономит время. Ехать к дилеру для простой подкачки – лишний квест: зачем вам лишний пробег на недокачанной шине плюс длинные очереди?
Важно помнить, что при замене шин датчики TPMS нужно заново «привязать» к электронному блоку управления автомобиля, иначе лампочка продолжит гореть. Делается это так:
Главное: давление в шинах должно быть правильным до процедуры.
Аккуратнее при переобувании!
В зимний сезон всплывает еще одна проблема: повреждения датчиков при переобувке. Датчик — довольно хрупкий сенсор, сидящий на внутреннем конце золотника (внутреннего вентиля датчика). Одно неверное движение монтажника — и владелец авто получает новый счет. В первые годы массового внедрения TPMS это было буквально эпидемией: люди приезжали «просто переобуться», а уезжали с заменой датчика за $70–150. Сейчас ситуация получше: на рынке появилось много альтернатив.
К примеру,
К слову, под брендом Schrader продаются установочные вентили, которые позволяют заменить лишь часть элемента, а не весь датчик — это обычно в два-три раза дешевле. Но важно заранее уточнить тип сенсора — совместимость не универсальная.
Если давление в норме, а лампочка продолжает светиться, велика вероятность, что просто «умерла» батарейка датчика. Увы, она не меняется. Срок службы элемента — 5–10 лет, и на машинах, выпущенных в начале 2010-х, это массовая проблема. Обычно имеет смысл менять все четыре датчика сразу — иначе придется процедуру повторять.
И напоследок — маленькая автомобильная загадка, которой можно блеснуть где-нибудь на вечеринке:
Какая деталь современного автомобиля сохранилась почти в первозданном виде со времен выпуска первых машин?
Подсказка: их как минимум четыре на каждом авто.
Ответ: обычный шинный вентиль (или ниппель, от английского nipple, «сосок»), изобретенный американцем Эрнестом Шредером в 1891 году. Фирма Schrader так долго доминировала в этой нише, что ее имя стало нарицательным, а сами вентильки за столетие почти не изменились ни конструктивно, ни по назначению.
Источники: Driving.ca, Motor1.com