Еще в начале 90-х в Китае выпускали разве что грузовики и «членовозы» для чиновников из госорганизаций. Но прошло каких-то четверть века – и китайцы начали наступать на пятки ведущим мировым автомобильным производителям, порой опережая их в области технологий. И кто – вчерашние стартапы, такие как NIO! В чем секрет такого стремительного взлета?
До конца 1990-х годов Китай был вторым по величине рынком сбыта японских автомобилей после США. Своих машин в Поднебесной выпускали не более миллиона в год – преимущественно грузовиков и прочих машин для «народного хозяйства». Вы удивитесь, но владеть собственной машиной в Китае было невозможно вплоть до 2000-го года – их могли покупать для своих нужд лишь китайские кооперативы, так называемые данавеи.
Однако после того, как на рубеже тысячелетия в Китае появилась первая частная автомобильная компания (всем известная сейчас Geely), а КПК и правительство Китая разрешили гражданам владеть автомобилями, их производство рвануло вверх. Если в 1992-м китайцы выпускали около 1 млн авто в год, то в 2002-м – уже 2 млн. Затем цифра увеличивалась на 1 млн ежегодно.
Как тебе такое, Илон Маск?
Путь, который автомобильная промышленность других стран проходила в течение десятилетий, у китайцев занял считанные годы. Когда-нибудь об этой "автогонке века" снимут фильмы, мы лишь констатируем факт: практически одновременно с технологически развитыми странами Запада китайцы начали готовиться к выпуску электромобилей. Речь не только о государственных компаниях, но и частных.
Стартап NIO (поначалу он назывался NextEV) был именно частным, при этом его история очень напоминает историю Тesla. Сходство настолько очевидно, что основателя NIO Уильяма Ли (настоящее имя – Ли Бин) до сих пор называют «китайским Илоном Маском».
Как и Tesla, NIO не была первой компанией, которая начала производить электромобили в своей стране. Как и Маск, Ли начал электромобильный бизнес «с нуля» и вскоре достиг успехов, которые навсегда изменили отрасль.
NextEV (будущая NIO Inc.) была основана в ноябре 2014 года в Шанхае, на 11 лет позже, чем Tesla. Точно так же, как американская компания, в первые годы своего существования NIO занималась разработкой дебютного электрического авто премиум-класса. Благо, Ли удалось привлечь к проекту именитых инвесторов – как китайские банки, так и местных техногигантов, таких как Xiaomi, Tencent, Chehejia и Baidu, инвестировавших в проект более $5 млрд.
Вложил 40-летний Ли в NIO и свои кровные, заработанные за 13 лет строительства автомобильного сайта Bitauto (ныне Yiche.com). Эта интернет-платформа (охватывает около 200 млн человек) все еще предоставляет информационные, маркетинговые и транзакционные услуги для китайского автопрома и автовладельцев.
Есть, разумеется, и отличия в истории становления американского и китайского бренда. В то время как Илон Маск практически не тратил денег на рекламу Tesla, предпочитая распространять информацию о ней через свой twitter-аккаунт с почти 40 млн подписчиков, Ли начал раскрутку бренда, поддерживая состязания электрокаров. NextEV стала спонсором китайской команды Formula E – China Racing в 2014 году. Решение было правильным: гонщик команды Нельсон Пике выиграл чемпионат 2014/15 г.г., что сразу привлекло внимание к компании широкой аудитории.
Впоследствии Ли купил эту команду, переименовав в Nio 333 FE Team; его компания продолжила разрабатывать электродвигатели для гоночных машин.
Технические решения, испытанные на болидах Formula E, компания NextEV применила для создания своего первого серийного спорткара, NIO EP9, стоимостью $1 млн. Он был представлен в Лондоне в ноябре 2016 года одновременно с презентацией бренда NIO, ставшего названием не только модели автомобиля, но всей компании (в Китае также именуется Weilai).
Машина впечатлила своей мощью и передовыми техническими решениями, использованными при ее создании. 4 электродвигателя суммарной мощностью 1360 л.с. разгоняли авто до сотни всего за 2,7 секунды, максимальная скорость составила 313 км/ч! Несмотря на умопомрачительную цену машины, Ли удалось продать 20 экземпляров.
Нынешний модельный ряд NIO включает 7 различных электромобилей, гораздо более доступных и приобретающих широкую популярность среди автолюбителей. Среди них 2 седана – пятидверный ET5, имеющий сходство с Tesla Model 3, и полноразмерный ET7.
Кроссоверов "целых" 5 – купе EC6, напоминающее BMW X4 или Volvo C40 Recharge; более крупное купе ЕС7; полноразмерный трехрядный внедорожник ES8 и его уменьшенная версия ES6, а также их среднеразмерный собрат ES7.
Все машины комплектуются батареями емкостью 75-100 кВт*ч. Заявленный пробег на одной зарядке составляет от 455 до 635 км.
Сейчас NIO Inc. позиционирует себя в качестве производителя электрокаров премиум-класса и самых передовых в мире силовых агрегатов. Компания успешно внедряет инновации в области автономного вождения и искусственного интеллекта – например, недавно заявила о создании и удачном тестировании своего варианта автопилота NIO NAD.
Но одним из главных достижений NIO последнего времени является реализация идеи быстросъемных 800-вольтовых аккумуляторов для своих электромобилей. А также организация сети станций их замены.
Это ноу-хау лишает электромобиль главного недостатка, связанного с необходимостью на несколько часов подключаться к зарядной станции. Вместо этого электрокар заезжает (на автопилоте!) на специализированную СТО, а по сути – склад аккумуляторов. Здесь его батарею извлекают, заменяя ранее заряженной.
Весь процесс автоматизирован и занимает от силы 5 минут: вполне сравнимо со временем заправки на обычной топливной АЗС.
По состоянию на конец 2022 года NIO создала в Китае сеть из 1011 станций быстрой замены аккумуляторов, на которых уже предоставила 10 млн услуг по их замене. К 2025 году количество станций планируют увеличить до 4 000.
Впрочем, машины компании можно заряжать и обычным способом – на станциях быстрой зарядки, которые у NIO тоже свои, фирменные. Их уже 1681 по всему Китаю (всего 9 603 зарядных устройств мощностью до 500 кВт, с пиковым током 650 А).
Любопытно, что разработанный компанией сервис по быстрой замене аккумуляторных батарей позволяет снизить первоначальную стоимость электромобиля на 25% – если владелец авто согласится заранее оплатить подписку по замене батарей.
Есть еще один плюс владения автомобилем марки NIO ― возможность замены (со временем) аккумуляторов на более современные. Не ездить же, в самом деле, 10 лет на морально устаревших.
Пока эти "плюшки" только для Китая, но вскоре…
Преимущества владения NIO привлекают клиентов не только в Поднебесной. С 2021 года компания начала продвигать свой бренд и за рубежом. Сегодня автомобили NIO успешно продаются в Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Нидерландах, Франции и Великобритании – всего по миру разошлось уже более 300 тыс. машин. При этом их производство только наращивается.
В декабре 2021 года были озвучены амбициозные планы компании: к 2025 году обеспечить присутствие NIO на рынках 25 стран мира, включая Австралию, Японию, Канаду, Бразилию и США.
Подготовка к выходу на американский автомаркет идет полным ходом: с лета 2022 года открыта штаб-квартира компании в Сан-Хосе, штат Калифорния. Там же находится исследовательские центр NIO, где прямо сейчас проходят дорожные испытания 4 модели NIO ES8.
На своем американском веб-сайте NIO уже публикует информацию о 6 моделях, в основном кроссоверах и внедорожниках, которые будут продаваться в США.
Пока неясно, намерена ли NIO использовать ту же стратегию замены батарей на новых рынках, как в Китае и Европе (до конца 2023 года в Старом свете планируют открыть 20 станций быстрой замены аккумуляторов), или будет полагаться на уже созданную на местах стандартную зарядную инфраструктуру.
Но с уверенностью можно сказать, что к NIO на рынке США – повышенный интерес.
Источники: Nio.com , Eletric-vehicles.com