Стремительный рост цен на автомобили вынуждает граждан США приобретать машины в тысячах километров от своего дома.
Недостаток машин на складах, разорванные цепочки поставок и задержки с производством машин создали большие проблемы для желающих купить новое авто в США. Многие продавцы, пользуясь ажиотажным спросом, взвинчивают цены.
Иногда покупатели вынуждены искать себе машину на другом конце страны, чтобы «поймать» нужную модель по цене, рекомендованной производителем.
Восемь дней пути до автосалона.
Вот какую историю недавно поведала своим читателям The Guardian. Майкл Ратьен из Керкленда, штат Вашингтон, отказался покупать новый гибрид Toyota RAV4 у местного дилера из-за того, что тот выставил цену на $10 тыc. выше рекомендованной производителем розничной цены (MSRP). Тогда он решил поискать авто у других дилеров, но и представить себе не мог, что эти поиски займут у него 8 месяцев и увенчаются успехом лишь в 4800 км от его дома!
«Я звонил в поисках нормальной цены на машину сначала по всему штату, потом по всей стране и так продолжалось до тех пор, пока я не дошел до Вермонта», – говорит Ратьен.
Спустя 8 месяцев после начала поисков Ратьен прилетел в Берлингтон, штат Вермонт, где наконец-то смог забрать новую Toyota RAV4 Prime именно по той цене, которая рекомендована производителем – $51 тыс. Из салона он отправился на новой машине домой через всю Америку – с восточного на западное побережье. Возвращение в пригород Сиэтла заняло у него 8 дней – с парой остановок на осмотр достопримечательностей и встречу с друзьями.
За мечтой – хоть на край света
Это всего один, но очень показательный пример, как американцы сейчас покупают новые авто, если не хотят идти на поводу у спекулянтов в автосалонах.
«Если человек хочет определенную машину, он готов за ней ехать хоть на край света», – уверен Райан Денекер, директор по продажам компании Heritage Automotive Group, которая владеет дилерскими центрами Toyota и Ford в Висконсине. Компания не поднимает цены на автомобили выше рекомендованных производителями и из-за этого у них сейчас наплыв покупателей со всей страны.
По словам Денекера, обычно у них всегда в наличии от 500 до 700 автомобилей, готовых к продаже, но cегодня стоянки почти пусты – чтобы получить машину, покупатели должны внести залог и ждать поставки от 2 до 12 месяцев!
«Я занимаюсь торговлей автомобилями с конца 1990-х, – говорит Денекер, – Но такую ситуацию на рынке вижу впервые!».
Пандемия и война – бич автопроизводителей
Проблемы на авторынке США начались с остановки автомобильных заводов из-за COVID-19 в 2020-м. Пандемия нарушила цепочку поставок автомобилей и их комплектующих. Это был первый удар, от которого отрасль так и не смогла оправиться – особенно от дефицита полупроводниковых чипов для автомобильных компьютеров, спрос на которые по-прежнему намного превышает предложение.
Сейчас ситуация усугубляется в связи с событиями в Украине. Последняя является крупным поставщиком неона (на украинские компании Cryoin Engineering и "Ингаз" приходилось 54% мировых поставок этого газа), необходимого для создания лазеров, которые в свою очередь нарезают кремний для полупроводниковых чипов.
Кроме того, Украина является одним из ведущих производителей автомобильных кабелей и жгутов электропроводки – поток этой продукции на рынок с началом войны упал на 60%.
Нехватка рабочей силы на заводах и в портах США еще более усугубила проблемы американской автомобильной промышленности.
Дорого и богато. Остальное – дефицит
Неудивительно, что цены на новые машины начали резко расти. По данным американской компании Kelley Blue Book, занимающейся исследованиями в области автомобилестроения, средняя цена покупки нового авто в мае 2022 года составила $47 148, что на 13% выше, чем за год до этого. Цены на электромобили в течение этого года выросли еще больше – на 15%, а на гибриды – на 18%.
Эти ценовые скачки способствовали росту потребительской инфляции, которая достигла своего четырехлетнего максимума. В июне Министерство труда США объявило, что уровень инфляции за год вырос до 8,6%. Естественно, это повлияло на стоимость машин: новые автомобили подорожали на 12,6%, подержанные – на 16,1%.
По словам Мишель Кребс – аналитика Cox Automotive, – материнской компании Kelley Blue Book, – росту цен способствует и тот факт, что производители используют имеющиеся у них запасы полупроводников в первую очередь на более «прибыльные», то есть более дорогие модели. На более дешевые из-за этого возникает дефицит.
Только жадность, ничего личного!
Как свидетельствуют данные портала Edmunds.com, цены на новые машины у дилеров стали расти с августа 2021 года, уже тогда превысив рекомендованные. Сейчас минимальная наценка от MSRP у дилеров составляет от $3 тыс. и выше. По крайней мере, именно с таким превышением продают в США кроссовер Kia Telluride (MSRP: $33 390 – $45 190), гибрид Lexus NX450H (MSRP: $56 150 – $57 400) и электромобиль GMC Hummer (MSRP: $108 700).
Дальше все зависит от жадности дилера. Пилот частной авиакомпании Кевин Ратц из Чикаго был шокирован, когда местный дилер Toyota запросил на $21 тыс. больше за единственный имеющийся у него в наличии RAV4 Prime. Это побудило Ратца начать охоту за вожделенным гибридом по всей стране. Он обзвонил более 60 дилерских центров и выяснил, что большинство из них подняли цену на эту модель на $10 тыс. Но все же нашел свой "приз" в 1400 км от дома. Получать его он отправился на поезде.
«Найти машину за нормальную цену оказалось непростой задачей, – признается Ратц. – Я до конца не верил в удачу, даже когда заплатил за машину деньги!».
Поездки за машиной на другой край Америки имеют смысл, когда разыскиваются именно модели среднего ценового диапазона, утверждает Ян Друри, старший менеджер Edmunds.com.
«Люди в шоке от происходящего и готовы ехать или лететь за тысячи километров, чтобы потом с гордостью сказать: «Я заплатил за свою машину рекомендованную розничную цену!». Это действительно очень необычная ситуация для нашего авторынка», – говорит он.
Купить дешево: миссия невыполнима?
Если до пандемии дилеры соревновались в том, насколько ниже рекомендованной цены они продадут автомобиль покупателю, то теперь чаша весов качнулась в противоположную сторону.
Это уже не рынок покупателя, теперь бал правят дилеры и продажа популярных моделей – особенно гибридов и электромобилей – по рекомендованной производителем цене является редким исключением.
Впрочем, у таких дилеров проблем куда больше, чем у остальных. «Нас завалили заказами, которые мы не можем выполнить», – говорит менеджер по продажам дилерского центра Toyota и Volkswagen в Нью-Джерси, где цены на автомобили не превышают рекомендованные. По его словам, центр уже не принимает новые заказы. На популярные модели (в частности, на Toyota RAV4 Prime и Highlander Hybrid) стоит очередь из 160 человек – люди внесли залог несколько месяцев назад, но все еще ждут свои автомобили. И когда дождутся – неизвестно.
А если подержанный?
Дефицит новых авто привел к тому, что цены на подержанные авто в США пошли в рост с начала 2020 года (примерно на 0,5% -1% в месяц по информации CNBC), стабилизировавшись в июне 2022 г.
Согласно исследованию CoPilot, это особенно заметно в отношении автомобилей, выпущенных 1-3 года назад, то есть почти новых. Среди всех типов подержанных автомобилей, обесценились в июне 2022 г. только автомобили в возрасте от 8 до 13 лет.
«Рынку подержанных автомобилей еще предстоит долгий путь к нормализации», — считает основатель и генеральный директор CoPilot Пэт Райан.
Тем не менее, приобретать авто на "вторичке" выгодно: разницу в цене между новым и подержанным авто никто не отменял. Кроме того, растет выбор моделей авто, представленных на рынке машин с пробегом.
Дело в том, что хотя цены на б/у автомобили медленно растут (в начале 2022 года они упали на 3%, однако затем вернулись на прежние позиции) спрос на них внутри США падает, причем значительно. Продажи авто с пробегом младше 10 лет снизились в июне 2022 года на 27% (!) по сравнению с мартом 2021 года.
Одновременно резко увеличилось количество конфискаций транспортных средств ( удвоилось среди так называемых «первоклассных» заемщиков с хорошей или отличной кредитной историей). А значит, выросла вероятность приобрести "свежий" автомобиль в отличном техническом состоянии значительно дешевле, чем новый.
Не только американцы, но и жители других стран используют нынешнюю относительную стабилизацию цен, чтобы приобрести авто с пробегом в США. Ибо, кто знает, что будет завтра? Ситуация в мировой экономике нестабильна, а пресловутый "пузырь" цен на автомобильной "вторичке" все никак не лопнет.
Источники: Тheguardian.com, Edmunds.com.