25.07.22

На самолете, в поезде, машине: американцы колесят по всей стране в поисках авто

119
На самолете, в поезде, машине: американцы колесят по всей стране в поисках авто

Стремительный рост цен на автомобили вынуждает граждан США приобретать машины в тысячах километров от своего дома.

Недостаток машин на складах, разорванные цепочки поставок и задержки с производством машин создали большие проблемы для желающих купить новое авто в США. Многие продавцы, пользуясь ажиотажным спросом, взвинчивают цены.

Иногда покупатели вынуждены искать себе машину на другом конце страны, чтобы «поймать» нужную модель по цене, рекомендованной производителем.

photo_2022-07-25_14-07-08.jpg

Восемь дней пути до автосалона.

Вот какую историю недавно поведала своим читателям The Guardian. Майкл Ратьен из Керкленда, штат Вашингтон, отказался покупать новый гибрид Toyota RAV4 у местного дилера из-за того, что тот выставил цену на $10 тыc. выше рекомендованной производителем розничной цены (MSRP). Тогда он решил поискать авто у других дилеров, но и представить себе не мог, что эти поиски займут у него 8 месяцев и увенчаются успехом лишь в 4800 км от его дома!

«Я звонил в поисках нормальной цены на машину сначала по всему штату, потом по всей стране и так продолжалось до тех пор, пока я не дошел до Вермонта», – говорит Ратьен.

Спустя 8 месяцев после начала поисков Ратьен прилетел в Берлингтон, штат Вермонт, где наконец-то смог забрать новую Toyota RAV4 Prime именно по той цене, которая рекомендована производителем – $51 тыс. Из салона он отправился на новой машине домой через всю Америку – с восточного на западное побережье. Возвращение в пригород Сиэтла заняло у него 8 дней – с парой остановок на осмотр достопримечательностей и встречу с друзьями.

За мечтой – хоть на край света

Это всего один, но очень показательный пример, как американцы сейчас покупают новые авто, если не хотят идти на поводу у спекулянтов в автосалонах.

«Если человек хочет определенную машину, он готов за ней ехать хоть на край света», – уверен Райан Денекер, директор по продажам компании Heritage Automotive Group, которая владеет дилерскими центрами Toyota и Ford в Висконсине. Компания не поднимает цены на автомобили выше рекомендованных производителями и из-за этого у них сейчас наплыв покупателей со всей страны.

По словам Денекера, обычно у них всегда в наличии от 500 до 700 автомобилей, готовых к продаже, но cегодня стоянки почти пусты – чтобы получить машину, покупатели должны внести залог и ждать поставки от 2 до 12 месяцев!

«Я занимаюсь торговлей автомобилями с конца 1990-х, – говорит Денекер, – Но такую ситуацию на рынке вижу впервые!».

Пандемия и война – бич автопроизводителей

Проблемы на авторынке США начались с остановки автомобильных заводов из-за COVID-19 в 2020-м. Пандемия нарушила цепочку поставок автомобилей и их комплектующих. Это был первый удар, от которого отрасль так и не смогла оправиться – особенно от дефицита полупроводниковых чипов для автомобильных компьютеров, спрос на которые по-прежнему намного превышает предложение.

Сейчас ситуация усугубляется в связи с событиями в Украине. Последняя является крупным поставщиком неона (на украинские компании Cryoin Engineering и "Ингаз" приходилось 54% мировых поставок этого газа), необходимого для создания лазеров, которые в свою очередь нарезают кремний для полупроводниковых чипов.

Кроме того, Украина является одним из ведущих производителей автомобильных кабелей и жгутов электропроводки – поток этой продукции на рынок с началом войны упал на 60%.

Нехватка рабочей силы на заводах и в портах США еще более усугубила проблемы американской автомобильной промышленности.

Дорого и богато. Остальное – дефицит

Неудивительно, что цены на новые машины начали резко расти. По данным американской компании Kelley Blue Book, занимающейся исследованиями в области автомобилестроения, средняя цена покупки нового авто в мае 2022 года составила $47 148, что на 13% выше, чем за год до этого. Цены на электромобили в течение этого года выросли еще больше – на 15%, а на гибриды – на 18%.

Эти ценовые скачки способствовали росту потребительской инфляции, которая достигла своего четырехлетнего максимума. В июне Министерство труда США объявило, что уровень инфляции за год вырос до 8,6%. Естественно, это повлияло на стоимость машин: новые автомобили подорожали на 12,6%, подержанные – на 16,1%.

По словам Мишель Кребс – аналитика Cox Automotive, – материнской компании Kelley Blue Book, – росту цен способствует и тот факт, что производители используют имеющиеся у них запасы полупроводников в первую очередь на более «прибыльные», то есть более дорогие модели. На более дешевые из-за этого возникает дефицит.

Только жадность, ничего личного!

Как свидетельствуют данные портала Edmunds.com, цены на новые машины у дилеров стали расти с августа 2021 года, уже тогда превысив рекомендованные. Сейчас минимальная наценка от MSRP у дилеров составляет от $3 тыс. и выше. По крайней мере, именно с таким превышением продают в США кроссовер Kia Telluride (MSRP: $33 390 – $45 190), гибрид Lexus NX450H (MSRP: $56 150 – $57 400) и электромобиль GMC Hummer (MSRP: $108 700).

Дальше все зависит от жадности дилера. Пилот частной авиакомпании Кевин Ратц из Чикаго был шокирован, когда местный дилер Toyota запросил на $21 тыс. больше за единственный имеющийся у него в наличии RAV4 Prime. Это побудило Ратца начать охоту за вожделенным гибридом по всей стране. Он обзвонил более 60 дилерских центров и выяснил, что большинство из них подняли цену на эту модель на $10 тыс. Но все же нашел свой "приз" в 1400 км от дома. Получать его он отправился на поезде.

«Найти машину за нормальную цену оказалось непростой задачей, – признается Ратц. – Я до конца не верил в удачу, даже когда заплатил за машину деньги!».

Поездки за машиной на другой край Америки имеют смысл, когда разыскиваются именно модели среднего ценового диапазона, утверждает Ян Друри, старший менеджер Edmunds.com.

«Люди в шоке от происходящего и готовы ехать или лететь за тысячи километров, чтобы потом с гордостью сказать: «Я заплатил за свою машину рекомендованную розничную цену!». Это действительно очень необычная ситуация для нашего авторынка», – говорит он.

Купить дешево: миссия невыполнима?

Если до пандемии дилеры соревновались в том, насколько ниже рекомендованной цены они продадут автомобиль покупателю, то теперь чаша весов качнулась в противоположную сторону.

Это уже не рынок покупателя, теперь бал правят дилеры и продажа популярных моделей – особенно гибридов и электромобилей – по рекомендованной производителем цене является редким исключением.

Впрочем, у таких дилеров проблем куда больше, чем у остальных. «Нас завалили заказами, которые мы не можем выполнить», – говорит менеджер по продажам дилерского центра Toyota и Volkswagen в Нью-Джерси, где цены на автомобили не превышают рекомендованные. По его словам, центр уже не принимает новые заказы. На популярные модели (в частности, на Toyota RAV4 Prime и Highlander Hybrid) стоит очередь из 160 человек – люди внесли залог несколько месяцев назад, но все еще ждут свои автомобили. И когда дождутся – неизвестно.

А если подержанный?

Дефицит новых авто привел к тому, что цены на подержанные авто в США пошли в рост с начала 2020 года (примерно на 0,5% -1% в месяц по информации CNBC), стабилизировавшись в июне 2022 г.

Согласно исследованию CoPilot, это особенно заметно в отношении автомобилей, выпущенных 1-3 года назад, то есть почти новых. Среди всех типов подержанных автомобилей, обесценились в июне 2022 г. только автомобили в возрасте от 8 до 13 лет.

«Рынку подержанных автомобилей еще предстоит долгий путь к нормализации», — считает основатель и генеральный директор CoPilot Пэт Райан.

Тем не менее, приобретать авто на "вторичке" выгодно: разницу в цене между новым и подержанным авто никто не отменял. Кроме того, растет выбор моделей авто, представленных на рынке машин с пробегом.

Дело в том, что хотя цены на б/у автомобили медленно растут (в начале 2022 года они упали на 3%, однако затем вернулись на прежние позиции) спрос на них внутри США падает, причем значительно. Продажи авто с пробегом младше 10 лет снизились в июне 2022 года на 27% (!) по сравнению с мартом 2021 года.

Одновременно резко увеличилось количество конфискаций транспортных средств ( удвоилось среди так называемых «первоклассных» заемщиков с хорошей или отличной кредитной историей). А значит, выросла вероятность приобрести "свежий" автомобиль в отличном техническом состоянии значительно дешевле, чем новый.

Не только американцы, но и жители других стран используют нынешнюю относительную стабилизацию цен, чтобы приобрести авто с пробегом в США. Ибо, кто знает, что будет завтра? Ситуация в мировой экономике нестабильна, а пресловутый "пузырь" цен на автомобильной "вторичке" все никак не лопнет.

Источники: Тheguardian.com, Edmunds.com.

1