30.06.25

Неубиваемый Ванкель: Mazda возращает мотор «со свистом»

1
Неубиваемый Ванкель: Mazda возращает мотор «со свистом»

В автомобильной индустрии то и дело что-то возвращается: электрические Mini, возрожденные DeLorean, культовые Bronco и Land Cruiser. Но на этот раз на сцену выходит персонаж куда более необычный и противоречивый — роторный двигатель. Его нынешнее возвращение началось не с громкого триумфа, а с осторожного шага: компактного силового блока, спрятанного в недрах гибридной Mazda MX-30 R-EV.

Именно с этой реплики может начаться вторая жизнь одного из самых спорных, но перспективных типов моторов в истории.

Mazda — последний романтик?

Когда в начале 2000-х годов большинство автопроизводителей окончательно похоронили идею роторного двигателя, Mazda осталась единственным крупным брендом, продолжавшим держать свечу над прахом Ванкеля (Феликс Ванкель — немецкий инженер, изобретатель роторного двигателя).

Последний роторный спорткар — RX-8 — сошел с конвейера в 2012 году. С тех пор мир полнился слухами о роторах и редкими концептами, но серийной реализации не случалось до недавнего времени. Возвращение произошло неожиданно скромно: Mazda применила модернизированный ротор как генератор в подзаряжаемом гибриде MX-30. Он не крутит колеса напрямую, а лишь питает батарею, продлевая запас хода.

Кто-то увидел в этом предательство идеалов, но в Хиросиме все объясняли прагматично: ротор компактен, легок и при грамотной настройке — удивительно тихий. А значит, идеально подходит для роли генератора. В Mazda заявляют, что это не финал, а лишь первый шаг. На подходе — спортивная платформа, где ротор снова сможет работать «по-настоящему», вращая колеса.

История, полная дыма и огня

Впервые идея роторного двигателя была предложена Феликсом Ванкелем еще в 1950-х, но в серию необычный мотор пошел только в 1960-х — сначала в NSU Ro 80, а затем в знаменитых Mazda RX-7. Он обещал революцию: меньше деталей, выше обороты, компактные габариты. Казалось, у поршней больше нет шансов.

Но реальность оказалась жестче. Роторные моторы славились не только свистом на 9000 об/мин, но и прожорливостью, ненадежностью, плохо уживались с экологическими нормами. В эпоху, когда СО₂ стал врагом №1, ротор оказался не у дел. Mazda инвестировала годы и миллионы в то, чтобы устранить его детские болезни, но в результате надолго потеряла коммерческий интерес к этому движку.

Новая эра: тишина вместо воя

Сегодняшний ротор в Mazda — не про гонки и не про дымящиеся покрышки. Это умная альтернатива громоздким бензогенераторам, интегрированная в компактный PHEV. Новизна подхода в том, что Mazda добавила бензиновый мотор не как классический двигатель, а как помощника батарее — чтобы увеличить запас хода, но не испортить «экологическую» репутацию электромобиля. Мотор объемом всего 0,8 литра весит 85 кг и выдает 74 л.с. при крайне низком уровне вибраций.

Разработчики утверждают, что такой ротор может спокойно работать на водороде, а в перспективе — на синтетическом топливе. А это уже открывает горизонт, на который все чаще поглядывают даже производители гиперкаров.

За пределами Mazda: кто еще верит в ротор?

Интерес к технологии проявляют и другие игроки. Немецкий стартап Apex Motors готовится к выпуску компактного спорткара с чисто роторным приводом. В Китае GAC экспериментирует с роторными генераторами для электробусов. В авиации и дронах ротор давно нашел себе нишу — за счет своего малого веса и отсутствия вибраций.

Есть информация, что Toyota тоже не отмахнулась от роторного будущего: в одном из последних патентов фигурирует гибридная схема с двумя параллельными роторами — один для движения, второй для зарядки. На фоне стремительного роста интереса к водородным системам, идея компактизированного генератора, способного работать на H₂, выглядит все более реалистично.

Будущее ротора: ниша или возрождение?

Вряд ли роторный мотор снова станет массовым решением. Его ниша — специализированные машины, где компактность, малый вес и гибкость в выборе топлива играют ключевую роль. Но в мире, где электромобили все еще зависят от инфраструктуры, а водород ищет путь в массы, ротор может оказаться именно тем промежуточным решением, которое обеспечит плавный переход.

Сегодня Mazda уже анонсировала, что разрабатывает спортивную архитектуру с модульным шасси и возможностью установки роторных силовых агрегатов. RX-9 пока лишь в мечтах фанатов, но если технология докажет свою эффективность в гибридных схемах, мечты могут обрести форму.

В тему

Как устроен и работает роторный движок

Изобретенный Феликсом Ванкелем роторный двигатель — настоящая механическая диковинка. Внутри него не поршни, как у обычных моторов, а треугольный ротор, вращающийся по овальной камере. При этом он одновременно выполняет функции впуска, сжатия, воспламенения и выпуска. Все — в одном цикле, с минимумом движущихся деталей.

В результате — компактность, бешеные обороты и характерный визг на высоких оборотах. Ротор любят за драйв: он легкий, быстро раскручивается и придает машине особенный характер. Недаром Mazda RX-7 и RX-8 стали культовыми.


Источники: Driving.ca, Мotortrend.com

1