Пройдет совсем немного времени и не будет ни дизелей, ни бензиновых двигателей – сплошь одни электрокары. У этих автомобилей есть как свои плюсы, так и минусы, пишет Сaranddriver.com и предлагает пройтись по основным из них.
Прежде всего напомним, какими бывают электромобили:
Аналитики и производители всего мира делают ставку на аккумуляторные электромобили, за которыми, по их мнению, будущее. Но мы-то пока в настоящем. Это время больших перемен в автомобильной отрасли, однако автолюбителям все еще доступны авто с различными источниками питания.
Электромобили экологически безопасны, тихи и мощны, обладают завидным крутящим моментом. Но они дорогие, тяжелые и зависят от ограниченной зарядной инфраструктуры (впрочем, это поправимо).
Тем не менее, выбор уровня "электрификации" вашего следующего авто – своего рода компромисс, который должен примирить ваши ожидания и реальность.
У тех, кто ищет электромобили без вредных выбросов, в настоящее время есть два варианта на выбор: электромобили на батареях (BEV) или на водородных топливных элементах (HFCV, FCEV). Последние в результате химической реакции водорода и кислорода выбрасывают в атмосферу водяной пар (совершенно безвредный для окружающей среды).
Увы, ограниченная водородная инфраструктура затрудняет дозаправку HFCV. Например, в США покупателям предлагают всего два HFCV – седан Toyota Mirai и внедорожник Hyundai Nexo. Продаются они строго в Калифорнии, единственном американском штате, где существует хоть какая-то инфраструктура для заправки H2.
Таким образом, BEV – единственный вариант для большинства водителей, желающих приобрести "экологичный" автомобиль. И самый малодоступный.
Плюсы.
+ Гибриды экономны; нет необходимости менять водительские привычки.
Гибриды не требуют, чтобы вы меняли свои водительские привычки за рулем. Такие авто не зависят от электричества благодаря ДВС, топливо для которых легко найти на любой заправке. У PHEV все аналогично, но дополнительно они предлагают своим владельцам возможность окунуться в мир полноценных электромобилей: с обязательной зарядкой батареи и (иногда) движением исключительно на электротяге.
+ PHEV подходят для обычных поездок на работу.
По данным Бюро переписи населения США, среднее время поездки американских водителей к месту работы составляет до 28 минут в одну сторону в день. PHEV, такие как Toyota RAV4 Prime или Kia Sorento Plug-in Hybrid, способны проехать от 45 до 60 км только на аккумуляторе. В таких PHEV бензин расходуется только во время длительных поездок.
+ Не надо беспокоиться о подзарядке.
Невозможно купить кошелку электронов (во всяком случае, пока) для обесточенного электромобиля. Зато можно купить десяток литров бензина, чтобы вернуть HEV или PHEV в строй. Бензиновые заправки есть в самом глухом медвежьем углу.
Минусы.
– ТО для двигателя внутреннего сгорания.
Пока на борту есть ДВС, гибридные и подключаемые гибридные автомобили по-прежнему требуют техобслуживания, как и прочие машины с бензиновым движком. В то же время электродвигатели требуют гораздо меньше внимания и сервисного обслуживания.
– Сжигание ископаемого топлива.
Бензиново-электрические гибриды сжигают ископаемое топливо, а значит, по-прежнему отравляют атмосферу своими выхлопами. Потребители могут избежать запуска ДВС, но рано или поздно он неизбежно включится.
Плюсы.
+ Эта технология работает!
Toyota Mirai, предлагаемая в продажу только в Калифорнии, имеет запас хода около 640 км и может заправляться почти так же быстро, как автомобиль с бензиновым мотором. Едет она так же плавно, как электромобиль, а в обслуживании проще, чем PHEV.
Минус.
– А заправляться где?
Инфраструктура для электрической зарядки худо-бедно создана и понемногу развивается, но водородная находится в зачаточном состоянии. По этой причине сейчас мало где можно использовать HFCV – даже в такой продвинутой (в техническом отношении) стране, как США.
Плюсы.
+ Производительность и мощность.
BEV могут быть быстрыми, как молния. Просто взгляните на Rivian R1T , электрический пикап весом более трех тонн – эта махина разгоняется почти до 100 км/ч в час всего за 3 секунды!
Но преимущества электродвигателя не ограничиваются прямолинейным ускорением. Благодаря фантастическому крутящему моменту электродвигатели даже более скромных электрокаров, как правило, чувствуют себя бодро в большинстве типичных дорожных ситуаций – от резкого старта на светофоре до уверенного обгона на скоростной трассе.
+ Экологичность эксплуатации.
Нет выхлопных газов, и это один из весомых плюсов электродвигателей. Конечно, насколько чище электромобили по сравнению с их бензиновыми собратьями, зависит от целого ряда факторов. Например, если местная электростанция вырабатывает электроэнергию за счет сжигания ископаемого топлива, экологичность вашего транспорта под вопросом.
Другое дело, когда задействованы солнечные и ветряные фермы, подключенные к энергосистеме.
+ Более простое и редкое обслуживание авто.
Из-за того, что в электродвигателях меньше движущихся частей, чем в ДВС, "электрички" не так требовательны к регулярному обслуживанию в сравнении с бензиновыми и дизельными машинами.
Благодаря использованию рекуперативного торможения (электродвигателем) тормоза электрокаров служат дольше, чем у машин с ДВС.
Минусы.
– Цена батареи.
По данным Министерства энергетики США, ожидаемый срок службы аккумуляторной батареи электромобиля составляет от 10 до 12 лет. Тем не менее, аккумуляторные батареи могут работать дольше, чем предполагалось. Но могут и меньше. В любом случае, замена батарейного блока после исчерпания его ресурса влетит в копеечку. Речь о тысячах и даже десятках тысяч долларов. Конечно, эти суммы будут постепенно уменьшаться, но вероятно, не так быстро, как бы нам хотелось.
– Сложности с зарядкой.
Инфраструктура, необходимая для зарядки электромобилей в Америке и Европе все еще довольно слаба. Найти доступное зарядное устройство, не говоря уже о работающем, во многих общественных местах является проблемой. Дешевле заряжать электрокар дома. Но ведь это удается не всегда...
– Вопросы с буксировкой.
Проблемы с зарядной инфраструктурой в США усугубляются, когда требуется буксировка. Такие модели пикапов как Ford F-150 Lightning и Rivian R1T способны буксировать прицепы весом в 4-5 тонн. Но их запас хода, в соответствии с рейтингом EPA, сокращается почти на 2/3 при буксировке кемпера весом в 2,8 тонны. Далеко с тяжелым прицепом на электромобиле не уедешь. Любителям дальних путешествий придется пересесть на авто с ДВС.
– Проблемы со страховкой.
Собственно, не то чтобы проблемы в полном смысле этого слова. Но страховка на электромобили по статистике в США в среднем на 23% дороже, чем на обычные. Просто потому, что эти машины дороже. Это относится не только к BEV, но и к HEV, PHEV и уж тем более к HFCV и FCEV.
Источники: Сaranddriver.com, Metromile.com.