17.06.24

Одноразовые: почему в США легко списывают авто?

81
Одноразовые: почему в США  легко списывают авто?

Сегодня более пятой части транспортных средств объявляются страховщиками списанными в США после ДТП и рассмотрения претензий. Это примерно в пять раз больше, чем в 1980 году. Эксперты утверждают: доля списанных авто продолжит расти.

Увеличение списаний авто в Северной Америке на руку аукционным фирмам, таким как Copart, которые перепродают автомобили от имени страховщиков. Кроме того, от этой тенденции выигрывают покупатели авто, пострадавших в ДТП, поскольку аукционы продают их недорого. Слезы льют лишь те американцы, которые сэкономили на страховке своих машин.

Рост списаний


Технический прогресс сыграл с владельцами авто в США злую шутку. Современные автомобили оснащены массой электронных устройств, многие из которых предназначены для снижения частоты и тяжести аварий. Но есть одна загвоздка: высокая стоимость ремонта этих систем увеличивает вероятность, что автомобиль будет списан после аварии.

Страховщикам целесообразнее списывать транспортные средства, когда стоимость их ремонта превышает стоимость автомобиля перед аварией (за вычетом ожидаемой выручки от его утилизации). Это легко объяснить: ремонт автомобиля в США обходится очень дорого. Особенно невыгодно восстанавливать авто с приличным пробегом (напомним, что средний возраст автомобилей на дорогах США увеличился во время пандемии и сегодня составляет 12,5 лет).

Скачок стоимости ремонта


По данным CCC Intelligent Solutions Holdings Inc, компании-разработчика программного обеспечения, облегчающего страховые выплаты и ремонт авто, тенденция объясняется растущей сложностью оборудования, установленного на транспортных средствах.

К примеру, на новых моделях авто все чаще встречаются «усовершенствованные системы помощи водителю» (ADAS) – автоматического торможения, помощи в удержании полосы движения и т.д. Датчики и камеры этих систем обычно расположены снаружи автомобиля и легко повреждаются при авариях и даже сильном граде. Когда это происходит, автомеханикам требуется установить, протестировать и точно откалибровать оборудование. В нескольких сценариях аварий, недавно рассмотренных Американской автомобильной ассоциацией (ААА), на ремонт ADAS приходилось 38% затрат. Невероятно, но факт: ААА оценила стоимость замены и калибровки бокового зеркала с камерой на новом пикапе F-150 в баснословные $1600.

Между тем, водители в Америке по-прежнему попадают во множество аварий. Возможно, потому, что испытывают ложное чувство безопасности благодаря функциям ADAS.

В целом в первом квартале 2024 года 21% транспортных средств получило в США статус «утиль» (Salvage Title) после страхового возмещения.

Аукционная компания Copart недавно заявила, что эта доля может в конечном итоге превысить 30%, «поскольку различные тенденции, в том числе рост сложности ремонта, продолжают делать восстановление транспортных средств менее экономически привлекательным для страховых компаний».

Вместе с тем, списанные авто можно транспортировать/экспортировать в другие страны, где ремонт авто гораздо дешевле, чем в США. Ситуацией спешат воспользоваться автолюбители за пределами Америки, приобретая машины по минимальной цене на Copart и аналогичных автомобильных аукционах.

Короли спасения


«В наши дни затопленные автомобили (в результате стихийных бедствий и т.д.) не часто разбирают на запчасти — покупатели из стран с развивающимися рынками импортируют, восстанавливают, а затем возвращают такие автомобили на дороги, – констатирует Blооmberg. – При этом отремонтированный автомобиль может быть перепродан со значительной прибылью, поскольку затраты на рабочую силу за рубежом ниже».

Такие «попутные ветры» привели к росту акций Copart на 23% в прошлом году и примерно на 1110% с 2014 года, в результате чего стоимость группы составляет сегодня $53 млрд.

Еще один фактор, способствующий увеличению количества списаний: снижение стоимости подержанных автомобилей. Страховщиков интересовал ремонт транспортных средств, когда во время пандемии цены на них резко выросли. Сегодня все иначе.

Лопнувший пузырь


По данным Manheim, cтоимость автомобилей c пробегом обвалилась в 2023-2024 гг.

Пока неизвестно, будут ли электромобили списываться страховщиками с бОльшей вероятностью из-за высоких затрат на ремонт и замену аккумуляторов. Но о такой вероятности все чаще говорят эксперты.

«Возможно, однажды мы все будем передвигаться на беспилотных автомобилях, и ДТП станут редкостью. Но до этого еще далеко. Пока можно уверенно прогнозировать, что стоимость ремонта транспортных средств будет приводить к росту страховых выплат и увеличению финансовых потерь у обычных американцев», – резюмирует Bloomberg.

Для покупателей авто с пробегом в США такой вывод может означать начало Золотой Эры.

Источники: Вloomberg.com, Сoxautoinc.com

1