01.08.22

От телеги до скейтборда: как электродвигатель меняет облик автомобиля

239
От телеги до скейтборда: как электродвигатель меняет облик автомобиля

Конструкция электромобилей совершенствуется – из обычного средства передвижения они превращаются в места для развлечений и отдыха. А заодно радуют любителей экологии – как известно, чем меньше в машине деталей, тем менее ее производство вредит окружающей среде.

Если показать современный автомобиль с ДВС механику, обслуживавшему «тележку с мотором» Ford Model T 100 лет назад, есть большая вероятность, что он разберется в его устройстве: тот же двигатель, вращающий колеса, то же рулевое колесо, сидения для пассажиров и место для багажа…

Появление электромобилей все изменило, начиная с внешнего облика автомобилей и заканчивая их конструкцией. Они больше не зависят от громоздких двигателей, выхлопной системы или наличия карданного вала. Цифровые технологии обещают заменить в машинах все – от зеркал заднего вида до… самого водителя! Никогда еще автомобильная промышленность не сталкивалась с таким количеством революционных изменений одновременно.

Все эти трансформации мы увидим уже в ближайшие несколько лет, считает Адриан ван Хойдонк, руководитель отдела дизайна BMW Group. Главными задачами автопроизводителей станут интеграция «в одном корпусе» быстро развивающихся цифровых технологий и повышение экологической составляющей производственных процессов.

«Это будет настоящее переосмысление всего, что мы знаем о автомобилях», – сказал он в интервью The Guardian.

Вот некоторые из наиболее ярких изменений, которые нас ждут.

Скейтборд с моторчиками

Отсутствие двигателя внутреннего сгорания уже сказалось на облике Tesla – у этой машины больше нет радиаторной решетки, через которую осуществляется забор воздуха для охлаждения двигателя.

И хотя производители-конкуренты Tesla все еще имитируют ее – например, в таких моделях как Hyundai Ioniq 5 и Honda e, – это всего лишь дань нашей привычке и ретро-футуризму, который лег в основу дизайна этих авто.

Настоящие изменения в облике произойдут, когда электромобили выйдут за рамки минимального стайлинга. Уже сейчас новые авто создаются по принципу «скейтборда» – с плоскими батареями, колесами и электрическими двигателями по сторонам. Эти двигатели меньше, чем ДВС и, соответственно, не требуют наличия у машины капота.

Американский стартап Canoo — один из самых ярких примеров использования "принципа скейтборда". Создаваемый янки «автомобиль для городской жизни», будет иметь плоскую переднюю часть, что придаст его кузову непривычную кубическую форму.

Тем не менее, аэродинамика остается во главе угла при работе дизайнеров над внешностью авто. Например, стартап-производитель фургонов из Великобритании Arrival изначально планировал устанавливать на свои машины вертикальное лобовое стекло, но в итоге вернулся к более традиционной наклонной конструкции, уменьшившей сопротивление воздуха и увеличившей запас хода авто.

Маленький – не значит тесный

Принцип «скейтборда» предполагает, что электромобили всегда на несколько сантиметров выше своих бензиново-дизельных собратьев. Это одна из причин, по которой автопроизводители начали выпуск электрокаров с громоздких внедорожников и фургонов: в их корпусе легче разместить батареи. Но места для пассажиров в салоне электромобилей все равно стало больше.

"В автомобилях с ДВС много места занимала механика, – отмечает Марк Адамс, директор по дизайну Vauxhall-Opel. – Теперь это пространство освободилось и перепрофилируется под иные потребности. Причем в каждом конкретном электромобиле они могут быть своими".

Citroën, партнер Vauxhall по концерну Stellantis, уже показал один из вариантов авто будущего, создав Ami – крошечный двухместный автомобиль без излишеств для передвижения по городу. Его производство будет запущено этим летом в Великобритании по цене менее £8000 ($9,5 тыс.). При всей компактности это довольно просторный внутри малыш. Есть у него и… грузовая версия – Ami Cargo.

Марк Адамс считает, что электрическая революция положит конец гигантомании в автомобилестроении. «Дни больших внедорожников уходят в прошлое. Человечеству больше не нужны здоровенные машины!», – уверен он.

Меньше машина – меньше запчастей

Отсутствие выхлопных газов — не единственное серьезное преимущество, которое получил мир с появлением электромобилей. Курс также взят на сокращение цикла переработки авто, что будет учтено при его проектировании. Та же радиаторная решетка может содержать от 10 до 15 деталей; отказ от нее упростит не только ремонт, но и переработку авто.

Как показал пример концепта BMW i Vision Circular, можно создать автомобиль, используя всего 7 материалов, которые подлежат вторичной переработке. Осталось дожить до тех времен, когда эта концепция будет массово внедрена.

Езда без руля: больше не фантастика

Самым заметным изменением в электромобилях будущего станет трансформация рулевого колеса. А то и его полное отсутствие. Беспилотные автомобили уже не фантастика: рано или поздно на рынке появятся и полностью автономные автомобили, не нуждающиеся в руле.

«Уже сейчас водителю не обязательно крутить баранку в авто, – говорит Адамс из Vauxhall. – Поэтому мы напряженно думаем над тем, чем его занять».

Изменение одной большой вещи меняет 100 мелких, отмечает директор по дизайну. Раз вы меньше проводите времени за рулем, значит, у вас уменьшается потребность в элементах управления. Со временем салон автомобиля перестанет напоминать кабину самолета, набитую кнопками и переключателями, станет более лаконичным, позволяя и глазам, и рукам отдыхать.

Дворец на колесах

Стартап Canoo называет свою ориентированную на США модель «чердаком на колесах», в то время как концепт Seven от корейского автопроизводителя Hyundai установил в салоне вращающиеся кресла для отдыха и банкетки, которые корейцы описывают как «полноценное жилое пространство на колесах». Авторы новшества исходят из представления, что к таким авто владельцы будут относиться как к продолжению своего дома.

А что главное дома? Конечно, отдых и развлечения. Например, можно посмотреть кино или перенестись в мир виртуальной реальности – именно этим двум вариантам времяпровождения в авто больше всего уделяют внимание разработчики. Такие технологические гиганты как Apple, Alphabet, Spotify, WeChat и другие не без оснований полагают, что автомобиль станет еще одним местом, где они смогут продавать огромное количество своих услуг – в том числе фильмов, игр и музыки.

Идею кинотеатра с объемным звучанием в своих машинах уже реализовал концерн BMW, установив 31-дюймовый выдвижной экран и систему BMW Theatre Screen в свои премиум-авто. Протестировали баварцы и подключение авто к Интернету по технологии 5G – этим может похвастаться их электрокар BMW iX.

В конце концов, салон электромобилей превратиться из просторного «дворца» в не менее просторную «спальню». Пока что размещение кроватей в авто – вопрос непростой, создающий определенные проблемы с безопасностью. Тем не менее, идея ложиться спать в одном городе, а просыпаться в другом, больше не является несбыточной мечтой.

Источники: Theguardian.com, Motor1.com, Citroen.ua.

1