Российские владельцы Porsche 1 декабря столкнулись с беспрецедентной ситуацией: автомобили разных моделей, годов выпуска и пробегов одновременно потеряли способность запускаться или заглохли в пути. Дилерские центры в Москве, Санкт-Петербурге и на юге РФ буквально завалены такими жалобами.
Сервис-директор группы Rolf Юлия Трушкова в комментарии для The Moscow Times подтвердила, что обращения поступают «по широкому спектру моделей», а в каждом случае фиксируется один и тот же механизм отказа: фирменная система VTS перестает выходить на связь и активирует заводской блокиратор двигателя.
Эта информация совпадает с данными международных изданий Carscoops и Daily Mail, которые описывают десятки аналогичных случаев в разных регионах РФ.
Описания владельцев схожи: накануне автомобиль был исправен, утром — уже не реагирует на запуск. У некоторых машина останавливалась после начала движения. Журналисты Carscoops приводят пример водителя из Санкт-Петербурга, чей Macan заглох спустя минуту после выезда со стоянки — без каких-либо предварительных предупреждений или ошибок.
Почему блокируются именно машины в России
С момента ухода Porsche с российского рынка в 2022 году связь и обновления VTS обеспечиваются через сторонние сервисы. По данным The Moscow Times, сбой может быть связан именно с нарушением связи модуля: без корректной работы канала VTS активирует защиту автоматически.
Некоторые эксперты подвергают сомнению достоверность информации о том, что VTS — та функция, которая может «иммобилизовать» авто при потере связи, но это одинокие голоса.
VTS (Vehicle Tracking System) — это штатный телематический модуль безопасности Porsche, предназначенный для защиты автомобиля от угона и контроля его местоположения. Система использует комбинацию спутникового GPS-сигнала и GSM-связи для передачи данных на сервер Porsche или авторизованного оператора.
Если связь модуля с сервером теряется — например, из-за отсутствия сигнала GSM или проблем с спутником — VTS автоматически активирует защитный режим. В этом режиме:
К моменту выхода этой публикации по массовому отказу систем VTS в РФ не было комментариев ни от российских сервисных подразделений Porsche, ни от головного офиса в Германии.
Дилеры в России сообщают, что гарантированного «лечения» проблемы нет. Иногда помогает перезапуск (отключение аккумулятора на 6–10 часов, после чего удается запустить авто или демонтаж блока сигнализации, но результат непредсказуем.
Утверждения про расширение проблемы на другие бренды (Audi / Volkswagen и др.) остаются слухами: в источниках отмечено, что подобные сведения есть, но без достаточно подтвержденных фактов
В Европе пока все стабильно
По доступной информации, в странах ЕС система VTS работает через Porsche Connect, регулярно обновляется и обслуживается сертифицированными операторами. Жалобы на ее работу еще не зафиксированы.
Если автомобиль ввезен в Европу из США, официальные дилеры обычно не активируют VTS, не подключают его к Porsche Connect Europe и не интегрируют с европейской телематикой. Американская система безопасности работает отдельно и в отличие от европейской не блокирует двигатель при потере связи. При экспорте в Европу модуль остается прежним, проблемный европейский иммобилайзер, как в России, отсутствует.
Чтобы американский Porsche, привезенный в Европу, оказался в группе риска, нужны редкие обстоятельства. Смоделируем пару сценариев.
Сценарий А: американский Porsche специально оснастили европейским VTS-блоком — например, ради премиальных функций или страховки. Тогда иммобилайзер может блокировать двигатель при потере сигнала. Но это практически не встречается.
Сценарий Б: европейская машина с VTS была экспортирована в США, а затем вернулась в Европу. Блок сохраняет аппаратную возможность VTS, но прошивки для Европы и России разные, поэтому российский сценарий блокировки двигателя невозможен. Все функции работают в рамках европейской конфигурации.
Для большинства машин эти сценарии неактуальны, массового риска нет. Если бы европейские автомобили были уязвимы, Porsche AG или национальные регуляторы объявили бы отзывную кампанию. Пока таких уведомлений нет.
Могут ли Porsche из США/Европы «умереть» в Беларуси?
Подтвержденных случаев массового отказа Porsche в Беларуси на данный момент нет. В частности, в Select Auto Belarus нам сообщили: «клиенты пока не обращались к нам с такой проблемой».
Машины из США, как уже было сказано выше, обычно не оснащаются системой, которая в России блокировала двигатель при потере сигнала. Вместо нее используется Porsche Car Connect с локальными операторами, LTE-модули или вовсе отсутствует спутниковый иммобилайзер.
Машины из Европы работают через Porsche Connect по европейской конфигурации, регулярно обновляются и обслуживаются сертифицированными центрами. Белорусские сервисные центры отмечают, что при растаможке (и после нее) автомобили иногда получают локальные сигнализации и GSM-маяки. Но они не зависят от встроенной телематики и не способны блокировать двигатель без прямой команды.
Теоретически риск существует, например, когда автомобиль изначально имел функционал телематики с жесткой блокировкой двигателя и не был деактивирован при экспорте или доработке, либо получил нестандартное обновление. Но такие ситуации встречаются крайне редко.
Porsche ужесточает подход к гарантиям
Пожалуй, гораздо тревожнее возможной блокировки авто другое явление: на фоне роста импорта подержанных Porsche из США в Европе и Беларуси официальные сервисные центры все чаще не принимают такие автомобили на гарантийное обслуживание. Причина — различия в спецификациях, программном обеспечении и сертификационных требованиях.
Porsche AG прямо указывает, что гарантия действует только в регионе первоначальной продажи. Перенос гарантий на Европу или Беларусь невозможен, даже если авто прошло растаможку и регистрационные процедуры.
Представители европейских дилерских сетей (Porsche Zentrum München Süd, Porsche Zentrum Köln) и французское издание L’Argus подтверждают: американские Porsche обслуживаются только на коммерческой основе, гарантия на них не распространяется.
Как минимизировать риск блокировки двигателя Porsche из США или Европы

Источники: Сarscoops.com, Dailymail.co.uk