13 октября 2025 года в Чэнду (Китай) после столкновения загорелся Xiaomi SU7. Двери заблокировались, и 31-летний водитель погиб, несмотря на попытки прохожих разбить стекла. Видео трагедии разлетелось по Weibo и Douyin, вызвав шок у миллионов зрителей.
По данным Bloomberg, акции Xiaomi в тот же день упали почти на 9 %, а хештег, связанный с аварией, набрал миллионы просмотров. В обществе вновь заговорили о том, что «умные» технологии иногда ведут себя совсем не умно.
Удар по всей индустрии
Инцидент в Чэнду — не первый тревожный сигнал. Весной 2024 года в провинции Аньхой трое человек погибли в похожем SU7: по информации CarNewsChina, двери заблокировались сразу после удара.
Похожие трагедии происходили и раньше: в 2023-м в США сгорела Tesla Model S, водитель которой не смог выбраться из машины из-за отказа выдвижных ручек после потери питания — об этом сообщало агентство Reuters. После расследования NHTSA потребовало от Tesla пересмотреть логику аварийного открытия дверей.
В Китае, где ежегодно продается свыше 9 миллионов электромобилей, власти также начали действовать. Как отмечает Kr-Asia, после аварии с BYD Han EV Министерство промышленности КНР приступило к разработке новых требований к аварийным замкам, которые должны срабатывать независимо от электроники.

Умные двери, тупой результат
Современные электромобили напичканы электроникой. В SU7 ручки-скобы должны автоматически разблокироваться при аварии или при срабатывании подушек безопасности. Однако при повреждении электроцепи система не срабатывает.
Это не уникальная проблема Xiaomi: в 2024 году, по данным South China Morning Post, NIO и Xpeng получили тысячи жалоб на «зависание» электронных дверей после ДТП. В профессиональных кругах все чаще звучат предложения обязать производителей устанавливать механический дублирующий рычаг на каждую дверь.
Рынок реагирует мгновенно
После трагедии в Чэнду акции Xiaomi рекордно упали в цене, стерев миллиарды из капитализации компании. Эффект перекинулся на весь сектор: по-видимому, инвесторы теперь станут осторожнее относиться к китайским стартапам в сфере EV.
По данным Bloomberg, котировки Leapmotor и NIO за день снизились более чем на 3 %. В китайских соцсетях обсуждения заполнили видео с лозунгами в духе «умная смерть — не наш выбор» — отражающей общественное раздражение против переизбытка технологий в авто.
Даже Tesla, ранее пережившая подобные обвинения, опубликовала новое руководство по экстренному открытию дверей. BYD объявил, что добавляет физические кнопки разблокировки на модели Seal и Tang, а Zeekr и Avatr сообщили, что пересмотрят конструкцию замков.
Пора делать глобальные выводы
Между тем, регуляторы Китая, ЕС и США готовят новые стандарты, требующие обязательного дублирования электронных систем механикой.
Но проблема глубже: скорость технологических новаций в EV-индустрии опережает разработку и внедрение надежных стандартов безопасности.
«Производители гонятся за автономностью, цифровыми интерфейсами, голосовым управлением и «умными» замками, забывая о простых и надежных механических решениях, которые могли бы спасти жизнь. В результате, технологии умнеют быстрее, чем люди успевают выжить», – резюмирует South China Morning Post.
Технологии, которые убивают: факты и цифры
Источники: Сarscoops.com, Scmp.com