Минск
15.10.25

Смерть в Xiaomi SU7: технологии умнеют, а люди – нет

99
Смерть в Xiaomi SU7: технологии умнеют, а люди – нет

13 октября 2025 года в Чэнду (Китай) после столкновения загорелся Xiaomi SU7. Двери заблокировались, и 31-летний водитель погиб, несмотря на попытки прохожих разбить стекла. Видео трагедии разлетелось по Weibo и Douyin, вызвав шок у миллионов зрителей.

По данным Bloomberg, акции Xiaomi в тот же день упали почти на 9 %, а хештег, связанный с аварией, набрал миллионы просмотров. В обществе вновь заговорили о том, что «умные» технологии иногда ведут себя совсем не умно.

Удар по всей индустрии

Инцидент в Чэнду — не первый тревожный сигнал. Весной 2024 года в провинции Аньхой трое человек погибли в похожем SU7: по информации CarNewsChina, двери заблокировались сразу после удара.

Похожие трагедии происходили и раньше: в 2023-м в США сгорела Tesla Model S, водитель которой не смог выбраться из машины из-за отказа выдвижных ручек после потери питания — об этом сообщало агентство Reuters. После расследования NHTSA потребовало от Tesla пересмотреть логику аварийного открытия дверей.

В Китае, где ежегодно продается свыше 9 миллионов электромобилей, власти также начали действовать. Как отмечает Kr-Asia, после аварии с BYD Han EV Министерство промышленности КНР приступило к разработке новых требований к аварийным замкам, которые должны срабатывать независимо от электроники.


Умные двери, тупой результат

Современные электромобили напичканы электроникой. В SU7 ручки-скобы должны автоматически разблокироваться при аварии или при срабатывании подушек безопасности. Однако при повреждении электроцепи система не срабатывает.

Это не уникальная проблема Xiaomi: в 2024 году, по данным South China Morning Post, NIO и Xpeng получили тысячи жалоб на «зависание» электронных дверей после ДТП. В профессиональных кругах все чаще звучат предложения обязать производителей устанавливать механический дублирующий рычаг на каждую дверь.

Рынок реагирует мгновенно

После трагедии в Чэнду акции Xiaomi рекордно упали в цене, стерев миллиарды из капитализации компании. Эффект перекинулся на весь сектор: по-видимому, инвесторы теперь станут осторожнее относиться к китайским стартапам в сфере EV.

По данным Bloomberg, котировки Leapmotor и NIO за день снизились более чем на 3 %. В китайских соцсетях обсуждения заполнили видео с лозунгами в духе «умная смерть — не наш выбор» — отражающей общественное раздражение против переизбытка технологий в авто.

Даже Tesla, ранее пережившая подобные обвинения, опубликовала новое руководство по экстренному открытию дверей. BYD объявил, что добавляет физические кнопки разблокировки на модели Seal и Tang, а Zeekr и Avatr сообщили, что пересмотрят конструкцию замков.

Пора делать глобальные выводы

Между тем, регуляторы Китая, ЕС и США готовят новые стандарты, требующие обязательного дублирования электронных систем механикой.

Но проблема глубже: скорость технологических новаций в EV-индустрии опережает разработку и внедрение надежных стандартов безопасности.

«Производители гонятся за автономностью, цифровыми интерфейсами, голосовым управлением и «умными» замками, забывая о простых и надежных механических решениях, которые могли бы спасти жизнь. В результате, технологии умнеют быстрее, чем люди успевают выжить», – резюмирует South China Morning Post.

  • В тему

Технологии, которые убивают: факты и цифры

  • 1 из 3 водителей китайских EV опасается отказа электронных дверей (EV Safety Review 2024)
  • 50+ случаев отказа выдвижных ручек Tesla Model S/X в США (2018–2023, NHTSA)
  • 3 смертельных случая с Xiaomi SU7 и BYD Han EV в 2024 году (CarNewsChina, Kr-Asia)
  • 3–10 % падения акций производителей EV после аварий (Bloomberg)

Источники: Сarscoops.com, Scmp.com

1