Люк в крыше – возможно, не самое полезное, но безусловно приятное дополнение к оснащению автомобиля. Видов этих устройств несколько, и в них, наконец, пора разобраться. Помогут это сделать специалисты InterCargo и iSeeCars.
Люк может расширить и освежить внутреннее пространство автомобиля, впустив в него дополнительный солнечный свет и поток воздуха, отмечает iSeeCars.com.
Трудно не согласится. Неспроста сегодня практически все модели современных авто оснащаются этим дополнением, совершенно не лишним во времена торжества широких стоек и боковых стекол, напоминающих бойницы ДЗОТов.
Покупая автомобиль на вторичном рынке, покупатели часто сталкиваются с тем, что люки в крыше бывают разных типов. Один из них продавцы называют sunroof (дословно – «солнечная крыша»), а другой – moonroof («лунная крыша»).
У нас часто не обращают внимания на эти термины, полагая, что в обоих случаях речь об одном и том же. Но это не так.
Устройства, обозначаемые словосочетанием sunroof, были самым первым типом люков, которые начали устанавливать на автомобили. Вплоть до начала 1990-х годов они заменяли в машинах кондиционер – даже в недорогих моделях авто. Дело в том, что технология охлаждения воздуха в салоне была сложной и могла значительно удорожить машину – примерно на 20%.
В эпоху всевластия НТР необходимость люков, предназначенных в первую очередь для проветривания салона, практически исчезла – сейчас они встречаются в автомобилях редко.
Люк sunroof отличается тем, что он непрозрачный, сделан из металла, а сверху окрашен в цвет кузова. Впрочем, существовали и стеклянные люки этого типа, и даже состоящие из электрических фотоэлементов, так что это отличие не главное. Люки sunroof можно было открывать (вручную или с помощью электропривода): поднимать, убирать, сдвигать, откидывать или комбинировать сразу несколько этих способов.
В зависимости от вида открывания, такие люки делились на несколько подвидов: подъемные, сдвижные встроенные, сдвижные, подъемно-сдвижные, двойные сдвижные и складные.
Отдельная песня – самодельные врезные люки, которые устанавливались в крышу местными кулибиными. Как правило, они были небольшими, с ручным открытием и предназначались исключительно для проветривания салона, отмечают cпециалисты InterCargo.
Подъемные люки – вручную приоткрывались вверх и фиксировались под определенным углом.
Подъемно-сдвижные люки – управляются электроприводом и частично сдвигаются назад по направляющим на крыше автомобиля. Такой люк в открытом состоянии заметно возвышается над ней, часто под небольшим углом, что придает ему сходство со спортивным автомобильным спойлером.
Сдвижные люки с верхним креплением – также с электроприводом и похожи на люки со «спойлером», но полностью открываются (при этом не возвышаются над крышей). Часто они оснащены ветровыми дефлекторами, которые автоматически выдвигаются при открытии люка, уменьшая шум ветра и препятствуя попаданию в салон мелких предметов.
Двойные сдвижные люки – состоят из двух расположенных друг за другом створок, одна из которых (передняя) может быть сдвижной, а задняя – зафиксирована. Бывают и обе сдвижные. Большая редкость в автомобилях: такие люки можно обнаружить разве что в старых моделях Mercedes E-Class и Subaru Outback, из относительно свежих – в Mercedes-Benz GLC-Class.
Сдвижные встроенные люки – очень похожи на люки moonroof. Обычно они стеклянные и полностью задвигаются в пространство между крышей и внутренней обивкой салона. Когда-то это делалось вручную, теперь – с помощью электропривода. Такие люки ощутимо снижают высоту салона, что не очень good.
Складные люки – чаще всего производили из ткани, которая складывалась гармошкой. Это дешевая и довольно практичная альтернатива автомобилям с откидным верхом, но встречаются такие люки сейчас редко.
Люки moonroof по площади значительно больше своих «солнечных» собратьев и всегда прозрачные, поскольку сделаны из стекла (часто тонированного).
Могут быть фиксированными или полностью убираться в крышу по принципу сдвижных. Но полностью их снять с машины, как некоторые люки sunroof, невозможно.
Часто к ним прилагается солнцезащитный козырек с ручным или электрическим управлением и сдвижная шторка, позволяющая водителю защититься от палящего солнца.
Многие автопроизводители – Ford, Chevrolet, Toyota и Honda – устанавливали такие люки даже в моделях низшего ценового сегмента. Но в основном они встречаются в старших комплектациях авто – например, в Honda Civic люк появляется в комплектации EX и выше. У люксовых авто – Acura, BMW, Cadillac и Lexus – эти люки всегда снабжены электроприводом.
Есть еще один тип крыши, который набирает популярность в Америке и приходит на смену традиционным люкам – так называемая панорамная.
Как правило, эта крыша состоит из двух больших стеклянных панелей с тонировкой, которые простираются над двумя передними рядами сидений, пропуская много света в салон автомобиля.
Передняя панель работает как подъемно-сдвижной люк, а задняя представляет собой большое фиксированное панорамное окно. Этот тип крыш чаще всего имеет солнцезащитный козырек.
Поскольку панорамная крыша сочетает в себе как свойства люков sunroof, так и свойства люков moonroof, в «штатах» ее называют панорамным люком. Термин «панорамная крыша» оставляют для наглухо закрепленных стеклянных конструкций.
Панорамные крыши обычно встречаются в высоких комплектациях авто премиум класса. Но, бывает, их устанавливают опционально и в более «приземленных» машинах, вроде Mercedes-Benz C-Class, Hyundai Sonata, Toyota Camry и Jeep Cherokee.
Если вы намерены купить подержанный легковой автомобиль или внедорожник с люком в крыше, обязательно обратите внимание на любые признаки наличия протечек влаги в салоне. Это особенно важно в отношении врезных люков, которые установлены не заводом, а прежними владельцами «на стороне».
Осмотрите уплотнители возле люка, чтобы убедиться, что они не содержат следов влаги и находятся в хорошем состоянии.
Попробуйте открыть и закрыть люк, чтобы понять, насколько хорошо он работает. Сделайте это до и после тест-драйва, а не во время поездки – чтобы восторженные эмоции не повлияли на ваш выбор.
Всегда следите за исправной работой люков. Моторы их электроприводов горят, каналы для отвода влаги засоряются, стекло может застрять в направляющих. Даже на первый взгляд несерьезные «заедания» могут со временем влететь в копеечку из-за сложности работ с крышей и обивкой салона. Устраняйте неисправности люков немедленно!
Таким образом, ответ на вопрос «с каким люком лучше брать машину?» очень прост – с таким, который работает на все 100%.
Источники: iSeeCars.com, Morries.com