26.01.25

США окончательно «банят» китайские авто

131
США окончательно «банят» китайские авто

14 января администрация Байдена утвердила новые правила, которые исключают китайские автомобили, включая электромобили, с американских дорог. Этот шаг объясняется угрозами национальной безопасности, связанными с использованием китайских технологий, якобы способных собирать данные о пользователях, обеспечивать кибершпионаж и угрожать инфраструктуре США.

Одна из ключевых опасностей для США связана с возможным сбором сведений о водителях. Такие данные, как маршруты передвижений, точки остановок, поведенческие особенности владельца автомобиля, могут быть использованы для слежки.

Еще одним риском называют кибершпионаж. Некоторые электронные компоненты, в частности чипы и программное обеспечение, могут содержать уязвимости, которые позволяют несанкционированно получать доступ к системам автомобиля или даже управлять ими дистанционно.

Наконец, существует угроза, что высокотехнологичные автомобили могут быть использованы для атак на критическую инфраструктуру, например, дорожные сети или логистические системы.

Министр торговли США Джина Раймондо в своем заявлении подчеркнула, что "современные машины — это не просто металл на колесах, а компьютеры, которые могут стать оружием. Наша цель — исключить любые риски, связанные с технологиями из КНР и России".

Кто пострадает?

В результате под запрет попадают не только китайские автопроизводители, но и компании, которые используют китайские компоненты в своих моделях. Например, Ford и General Motors производят в Китае популярные в США модели Lincoln Nautilus и Buick Envision. В 2024 году эти автомобили разошлись тиражом 36 544 и 47 340 единиц соответственно. Международные компании, такие как Geely Auto Group, владеющая брендами Volvo, Lotus и Polestar, также окажутся под ударом. Volvo в 2024 году продала в США 125 243 автомобиля, а Polestar — 12 903 электромобиля. Теперь эти компании будут вынуждены либо получать специальные разрешения от Министерства торговли США, либо искать альтернативные пути для поставок ключевых компонентов.

Расширение торговой войны

Запрет стал продолжением торговой войны между США и Китаем, начатой в 2018 году администрацией Дональда Трампа. Администрация Байдена не только сохранила введенные тогда пошлины, но и усилила ограничения, добавив новые налоги на китайские электромобили и солнечные панели. В своей предвыборной кампании 2024 года президент Дональд Трамп анонсировал еще более жесткие меры, включая 60%-ную пошлину на все китайские товары.

Между тем, американские автопроизводители продолжают терять позиции на китайском рынке. General Motors зафиксировала падение продаж в Китае на 25% в первом квартале 2023 года, в то время как годом ранее снижение составило 20%. Исключение составляет Tesla, которая укрепила свои позиции: модель Y стала самым продаваемым автомобилем в Китае в 2024 году.

Что дальше?

Запрет на китайские автомобили, вероятно, окажет значительное влияние на автопром и экономику в целом. Для американских компаний это станет стимулом для локализации производства, что потенциально создаст новые рабочие места, но одновременно увеличит затраты и может замедлить процессы разработки новых моделей. Для международных брендов, таких как Volvo или Polestar, поиск альтернативных цепочек поставок потребует крупных инвестиций и времени.

В долгосрочной перспективе подобные ограничения могут привести к окончательному "разведению" технологических путей между США и Китаем. Каждая из сторон будет развивать собственные экосистемы, что неизбежно повлияет на рост цен и сократит выбор для потребителей.

Тем не менее, ключевым вызовом для автопрома остается способность адаптироваться к новым условиям и сохранить конкурентоспособность на глобальной арене. От того, насколько быстро производители смогут перестроить свои цепочки поставок и укрепить позиции на альтернативных рынках, будет зависеть их будущее.

Пока неясно, как запрет китайских автомобилей и компонентов, введенный США, может повлиять на белорусов, покупающих автомобили с пробегом из Америки. Но, вероятно, на вторичке США временно сократится предложение, изменится процедура сертификации. Из хороших новостей: производители и дилеры наверняка будут стимулировать продажи авто через скидки, акции и специальные предложения.

Источники: Usedcarnews.com, Motor1.com

1