В 2022 году китайские автопроизводители продали на зарубежных рынках около 2 млн автомобилей. Усилия Пекина по превращению Китая в автомобильную сверхдержаву и долгосрочная стратегия, ориентированная на производство электромобилей начинают приносить свои плоды: доля Китая в продажах электрокаров по всему миру составляет почти 60%. Одних только легковых "электричек" произведено" 310 000 единиц. Аналитики ожидают, что в ближайшее время Китай превзойдет Германию, став вторым после Японии экспортером автомобилей в мире.
Европейские и американские автопроизводители, впервые оказавшись в роли догоняющих, предпринимают титанические усилия, чтобы не отстать от китайцев. Отчасти им помогают представления о невысоком качестве китайских машин, укоренившиеся в сознании граждан "цивилизованного мира". Но против фактов не попрешь: китайские автозаводы, ранее выпускавшие дешевые и скромные автомобили для развивающихся стран, проделали большую домашнюю работу. Их продукция сегодня успешно конкурирует (а нередко и превосходит) образцы качества и стиля, предлагаемые европейскими автогигантами. Китай и Запад всерьез схлестнулись за долю в премиальном сегменте на внутреннем рынке Европы. И только законодательные ограничения, принятые в США в отношении продукции китайского автопрома, не позволяют Поднебесной совершить переворот на американском авторынке, потеснив обосновавшихся на нем корейцев и японцев.
InterCargo подготовил короткий обзор ведущих китайских производителей автомобилей, дающий представление о том, как может изменится глобальный автомобильный ландшафт в ближайшие пару лет. По мнению аналитиков Technode.сom, когда Америка и Европа достигнут критического периода во время своего перехода к "чистым" источникам энергии, локализация всей цепочки производства электромобилей произойдет в Китае. Именно эта страна перераспределит роли глобальных игроков на мировом авторынке.
Государственные бренды SAIC и Chery – наиболее крупные экспортеры автомобилей в Китае, в 2022 году на эту пару приходилась почти половина продаж китайских автомобилей на зарубежных рынках.
Morris Garages (MG), культовый британский автомобильный бренд, приобретенный SAIC в 2008 году, в настоящее время вносит наибольший вклад в успех государственной корпорации. Базирующаяся в Бирмингеме компания MG зафиксировала продажи более 470 000 автомобилей по всему миру в прошлом году; 10% из них реализованы в Европе.
Другой суббренд SAIC, Wuling, также приобретает все большую популярность в мире. В прошлом году Wuling выпустила электромобиль Hongguang Mini EV, который стал самым продаваемым в Китае. В 2021 году зарубежные поставки Wuling достигли рекордного уровня: 146 000 автомобилей в более чем 40 стран.
Компания Chery, со штаб-квартирой в провинции Аньхой – один из тех нескольких китайских автопроизводителей, которые сделали первые шаги по освоению мировых рынков в начале нулевых, когда Китай вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО). В 2001 году Chery отправила первые 10 седанов в Сирию.
Сейчас компания является ведущим экспортером легковых автомобилей в Китае и поставляет свою продукцию в более чем 80 стран. В 10 из них построены заводы, по всему миру открыты 1500 дилерских центров Chery. В основном компания работает в Бразилии и России. Только в этих двух странах в прошлом году продано, соответственно, более 37 000 и 40 000 автомобилей.
Chery также является производственным партнером Jaguar и Land Rover. Компания намерена расширить свое присутствие в Европе и США за счет продажи автомобилей своей марки. Об этом еще в мае 2020 года заявил председатель правления Chery Инь Тунъюэ. По его словам, к 2025 году экспорт автомобилей, произведенных компанией, удвоится до 500 000 единиц.
Great Wall Motor и Geely — единственные частные автопроизводители в Китае, вошедшие в десятку крупнейших по объему экспорта в 2021 году. Их поставки за границу достигли, соответственно, 143 000 и 115 000 автомобилей. Два нынешних автогиганта – пионеры зарубежной экспансии китайских сборщиков. В последние годы они значительно расширили свои торговые сети и производственные мощности за рубежом, сосредоточив внимание на Европе и странах, связанных с китайской инициативой «Один пояс, один путь».
Компания Great Wall Motor, базирующаяся в Баодине – один из самых успешных китайских производителей внедорожников. В 2021 году GW продемонстрировала значительный рост: объем поставок за рубеж увеличился на 104% по сравнению с 2020 годом и сегодня составляет около 11% от общего объема реализуемой продукции. Китайский автопроизводитель заставил СМИ несколько раз говорить о себе в 2021 году. Сначала – оформив покупку бывшего завода Daimler в Бразилии, а затем – открыв региональную штаб-квартиру в Мюнхене, Германия.
Кроме того, в июне 2021 года начал работу второй зарубежный завод Great Wall в Районге, Таиланд.
Сообщается, что он способен производить 80 000 автомобилей в год. Кроме того, годом ранее автопроизводитель начал производство своих популярных кроссоверов марки Haval в России.
Компания анонсировала запуск производства электрического компактного автомобиля под своей маркой Ora, ориентированного на молодых покупательниц и подключаемого гибридного внедорожника под премиальным брендом EVY в Европе.
Объем экспорта китайских заводов Geely увеличился в 2021 году на 58% (по сравнению с 2020 годом). В настоящее время машины марки поставляются в 28 стран, в этом году к ним прибавились Лаос и Египет.
Как и SAIC, автопроизводитель из Чжэцзяна расширился в Европе за счет налаживания партнерских связей с местными игроками рынка. В 2016 году был запущен автомобильный бренд Lynk & Co, а год спустя – создано совместное предприятие с дочерней компанией Volvo для продажи авто по всему миру. Сообщается о поставках 25 167 автомобилей марки Lynk за границу (данные июня 2021 года). Автопроизводитель управляет восемью розничными магазинами в Германии, Италии, Бельгии, Швеции и Нидерландах, а в нынешнем году планирует выйти на рынок Франции и Испании.
Китайские стартапы Nio и Xpeng пока не могут повторить успех китайских автогигантов по автопродажам, но используют принципиально новые подходы к выходу на мировой рынок, которые дают неплохой результат.
К примеру, стартапы по производству электромобилей открывают магазины прямых продаж и сервисные центры в европейских странах, чтобы создать имидж современного бренда (чего раньше не делал ни один китайский производитель авто).
Первый выставочный зал Nio в Норвегии, расположенный в торговом и культурном центре Осло, является флагманским подразделением компании и знаменует выход марки на европейский рынок. Двухэтажное здание площадью 2100 м2, получившее название Nio Houses, построено не только для потенциальных клиентов, но и для широкой публики. В нем расположено кафе, библиотека, гостиная для владельцев авто – все, что может привлечь людей, любящих комфорт и увлекающихся современной техникой.
Производитель электромобилей, которому едва исполнилось 8 лет, похоже, на правильном пути. В Норвегию за первые четыре месяца 2022 года было поставлено 327 кроссоверов ES8 по цене выше 609 000 норвежских крон (около $69 300), бренд превзошел прошлогодний показатель примерно на 100 единиц. Компания планирует войти в Германию, Нидерланды, Швецию и Данию с той же стратегией в конце нынешнего года и расширить свою экспансию к 2025 году на 25 стран.
Xpeng также активно продвигает свой бренд на быстро развивающемся европейском рынке электромобилей. В настоящее время компания управляет тремя футуристическими автосалонами, расположенными в Дании, Швеции и Нидерландах (в дополнение к продажам через сеть автосалонов, открытых в 2020 году в Норвегии).
Компания поставила 486 единиц своих седанов P7 и внедорожников G3 в Европу в прошлом году; за первые четыре месяца этого года их продано уже 426 единиц.
Производитель, успешно соперничавший с Tesla Model 3 за счет разницы в цене на авто около $14 000, прекратил принимать заказы на свой основной седан P5 в Европе в конце июня 2021 года, сославшись на проблемы с цепочкой поставок. Однако сейчас возможность внести депозит для предварительного заказа опять открыта.
Переход мира к экологически чистой энергии, а также фора в производстве электромобилей открыли перед китайскими производителями авто уникальную возможность – стать фаворитами в гонке за электромобильность. В июне 2021 года страны Евросоюза достигли соглашения о полном отказе от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году. Такую же цель поставили Япония и Канада; расписание для Великобритании – 2030 год.
Ситуация, что называется, способствует. Впечатляющие модели авто, которыми особенно славятся стартапы, также в наличии. Дело за малым – вкладывать больше средств в создание собственных цепочек поставок, распространять свои технологии и опыт во всем мире, а не просто предлагать прямой экспорт.
Похоже, китайские производители электромобилей готовы использовать этот шанс.