2022 год – после двух предыдущих лет, прошедших под знаком коронавируса – был катастрофическим для Северной Америки. Цены на топливо и сырье взлетели, процентные ставки поползли вверх, резко возросла стоимость жизни. Доходы американцев, напротив, упали. Это не могло не отразиться негативно на автомобилестроительной отрасли. Некоторые сегменты автомобильного рынка практически «приказали долго жить». Как оценивают их дальнейшие перспективы эксперты?
«Коронавирусные» 2020, 2021 и 2022 годы преподнесли для автомобильной промышленности ряд сюрпризов.
К примеру, продажи самых доступных автомобилей упали почти до нулевого уровня, в то время как полноразмерные пикапы, средняя цена которых в четвертом квартале 2022 года составила $68 824 (согласно Индексу цен AutoTrader), наоборот, набрали обороты.
Практически во всех автомобильных категориях/сегментах (их принято обозначать В, С, В, LAV, PickUp, SUV) видны изменения.
Причем, настолько радикальные, что уместным кажется вопрос: «А есть ли вообще в Северной Америке будущее у автомобилей, доступных по цене, спортивных, даже обычных седанов, или они призваны обслуживать только «олдскульных» потребителей»?
Послушаем, что думают о перспективах сегментов авторынка сами американцы, вернее, эксперты авторитетного издания Driving.cа.
Среднеразмерные автомобили
Когда говорят о смерти среднеразмерного седана, не такое уж это и преувеличение. Автопроизводители во всем мире избавляются от этого класса автомобилей с презрительностью великана, отмахивающегося от мух. Среди тех, кто последним уходит с рынка Северной Америки – Mazda6 и Volkswagen Passat. Они присоединятся к длинной веренице машин, ставших достоянием автомобильной истории – Ford Fusion, Chrysler 200, Buick Regal, Dodge Avenger. И других среднеразмерных седанов, включая машины исчезнувших брендов: Suzuki Kizashi, Pontiac G6, Saturn Aura и Mercury Milan.
Например, в Канаде в 2022 году продали всего 25 533 авто такого класса. При том, что 10 лет назад в стране было продано 127 157 среднеразмерных седанов.
Впрочем, говорить о полном упадке этого класса авто преждевременно, все-таки на рынке остались Chevrolet Malibu, Honda Accord, Hyundai Sonata, Kia K5, Nissan Altima, Subaru Legacy, Toyota Camry.
Продажи перечисленных марок в 2022 году в США упали на 67% по сравнению с 2012 годом (приблизительно 7 200 потерянных продаж ежемесячно).
В связи с этим перспективы класса кажутся очень туманными.
Минивэны
Только 1,5% новых автомобилей, проданных в США в 2022 году, были минивэнами. Реализовать их в большем количестве не удалось, несмотря на то, что машины выпускали ограниченными партиями.
В результате минивэны потеряли треть прежнего объема продаж по сравнению с прошлым годом. Возьмем для примера Канаду: в этой стране в 2022 году было продано 22 385 минивэнов (2 307 Kia Carnivals, 2 809 Honda Odysseys, 5 883 Toyota Siennas и 11 385 Chrysler, произведенных в Виндзоре). Эта цифра сильно отстает не только от уровня продаж в период расцвета этого класса автомобилей, но и от показателей недавнего прошлого.
Так, в 2016 году в Канаде было продано более 90 000 минивэнов; в 2004 году – 185 000. Что говорить, если еще в 2009 году доля рынка минивэнов была в два раза выше, чем сейчас.
Класс явно дышит на ладан.
Большие седаны
Есть сегменты, которые, по прогнозам аналитиков, будут постепенно сокращаться в течение следующего десятилетия. А есть и такие, что совсем сойдут на нет. Среди последних – седаны премиум-класса от непремиальных брендов. Их упадок можно будет наблюдать в 2024-м году, когда эти модели снимут с продаж. После того, как сборка Volkswagen Arteon и Toyota Avalon была прекращена, на рынке представлены только Kia Stinger, Dodge Charger, Chrysler 300 и Nissan Maxima.
Вскоре они вольются в ряды Chevrolet Impala, Buick LaCrosse, Hyundai Azera, Kia Cadenza и многих других авто, ранее пользовавшихся спросом, а ныне мертвых.
В 2022 году в США был продан 10 561 большой седан, это на 34% больше, чем в 2021 г. Одно "но": в 2012 году годовой объем продаж больших седанов от крупных брендов составлял 60 297 единиц.
Спрос на большие седаны неуклонно падает. Спасти их может только чудо.
Американские маслкары
В 2009 году экономика Северной Америки переживала, как сейчас бы сказали, "отрицательный рост". Тем не менее, с возвращением на рынок Chevrolet Camaro год ознаменовался началом гонки продаж трех моделей двухдверных американских маслкаров. В Канаде было продано 10 414 Ford Mustangs, Dodge Challenger и Chevrolet Camaro.
В 2017 году эта троица достигла уровня продаж чуть менее 15 000 единиц. А в 2022 году Mustang, Challenger и Camaro не достигли и половины вышеуказанной цифры.
По всему видно, что кончина Challenger не за горами; Camaro вряд ли задержится на рынке после 2024 года. Но ведь Mustang – это совсем другое дело, верно?
Доступные автомобили
Конкуренты в этом классе бьются не на жизнь, а на смерть. Nissan Micra, реализуемая по цене менее $10 тыс. конкурирует с Chevrolet Spark (такой же стоимости) и восемью другими автомобилями, продаваемыми по цене менее $15 тыс.
Вот что нам говорит статистика. В 2015 году в Канаде было продано более 70 000 малолитражек, или 4% от общего числа проданных автомобилей (10% – от числа всех легковых).
В 2022 году в США реализовано всего 25 063 субкомпактных авто, что на 16% меньше, чем годом ранее. Их доля на авторынке составляет мизерные 0,9%. Среди выживших в «мире чистогана» – 2 286 Nissan Versas, 2 626 Mitsubishi Mirages, 8 097 Chevrolet Sparks и 11 054 Kia Rios.
Вряд ли этот класс авто исчезнет в Америке совсем, но тираж «лилипутов» в сравнении с общим количеством произведенных авто, скорее всего, приблизится к значениям статистической погрешности.