Минск
06.10.25

Водородная бомба от BMW: iX5 Hydrogen уже на старте

1
Водородная бомба от BMW: iX5 Hydrogen уже на старте

BMW опять играет с будущим. На днях компания показала замаскированный прототип водородного X5 — iX5 Hydrogen, серийная версия которого появится в 2028 году. Баварцы готовят производство аппарата, уникального не только для своей линейки, но и для всего автопрома. Они словно говорят: «Хотите привычный SUV? Пожалуйста. Желаете водород? Подождите немного, уже скоро».

X5, если верить BMW, превратится в настоящий «техно-швейцарский нож» на колесах: пять вариантов силовых установок — бензин, дизель, гибрид с подзарядкой (PHEV), полностью электрический и вариант на водородных топливных элементах. Это позволит держать сразу несколько коней на старте: если электрокары «не зайдут», есть привычная бензиновая версия; если водород ворвется на рынок – iX5 Hydrogen тут как тут.

Автомобиль был показан на сентябрьской презентации в Ашхайме, Германия. И почему-то в камуфляже. Это, конечно, скорее маркетинговый трюк BMW, чем реальная презентация. Маскировка скрывает детали кузова, но позволяет рассказать о деталях технологии и подогреть интерес публики задолго до старта продаж авто. Мы тоже на это повелись.

Водород: мечтать вредно?

История бытования водорода в самодвижущихся повозках почти комическая, хотя кое-кого из авторов концепции упокоила навечно. На бумаге все ОК: водород — самый распространенный элемент во Вселенной, при сгорании выделяется только чистая вода, энергия на килограмм вещества выше, чем у бензина…бла-бла-бла, «экологический рай».

На практике все сложнее. Сложное хранение и транспортировка водорода, дорогие топливные ячейки и почти полное отсутствие инфраструктуры делали любые попытки массового внедрения технологии провальными.

BMW с этим знакома не понаслышке. Еще В начале 2000-х компания выпустила седан Hydrogen 7 на базе 7-й серии. Да, он ездил, технологически это было красиво и дерзко, но массовым автомобилем так и не стал.


Попытка от Mirai

Параллельно на сцену вышла Toyota Mirai, попытавшаяся закачать водород на американский рынок.

Запуск продаж Toyota Mirai в Калифорнии в 2015 году сопровождался строительством сети водородных заправок, щедрыми субсидиями и подарками (например, $15 000 на бесплатный водород) для покупателей. Однако со временем большинство станций вышло из строя.

Когда кампания окончательно заглохла, Mirai начали распродавать по смехотворной цене $18 000. Опять напрасно: продажи этой машины за все годы исчислялись десятками тысяч — для американского рынка это капля в море.

На пике проекта количество заправочных станций едва доходило до 55–60 по штату. Станции перманентно выходили из строя, и тогда владельцы Mirai стояли в очередях по несколько часов, а иногда и дней. В 2023 году Toyota приостановила продажи в Калифорнии. И это несмотря на то, что автомобиль был технологически совершенен: запас хода до 650 км, заправка всего за 5 минут, выносливый.

Понимает ли эту проблему BMW? Да, и поэтому делает ставку на европейский рынок — там инфраструктура развивается медленнее, но стабильнее. Поддержка государств ЕС позволяет строить водородные станции без приключений в стиле дикого Билла из голливудского вестерна. (Справедливости ради, и в Калифорнии сейчас все же пытаются навести порядок с водородом – как минимум, взялись ремонтировать зарядные станции).

Ноздри прогресса

BMW пока не раскрывает всех карт, но по замаскированному прототипу можно сделать несколько интересных выводов. Будущий X5 получит уникальный дизайн. Узкие «ноздри»-решетки напоминают iX3, но с двойными впадинами, уходящими в передний бампер — теперь автомобиль как будто вам слегка улыбается. Камуфляж на «передке» не скрывает форму воздухозаборников — дизайнеры явно играют с визуальными эффектами, чтобы придать внедорожнику независимый и даже нахалистый вид.

Отдельного внимания заслуживают дверные ручки. Они крупнее, чем у Ford Mustang Mach-E, но лишены привычной кнопки на стойке. Скорее всего, открыть дверь можно традиционным движением руки — удобно, естественно и без лишней электроники. BMW думает о реальной эксплуатации, а не только о визуальном шоу.

Предварительные технические данные дают понять, что iX5 Hydrogen может стать серьезным игроком в классе больших SUV:

  • мощность установки около 401 л.с.,
  • разгон 0–100 км/ч менее 6 секунд,
  • максимальная скорость превышает 180 км/ч,
  • заправка водородом занимает 3–4 минуты,
  • баки рассчитаны примерно на 6 кг водорода, что обеспечивает запас хода порядка 500 км по циклу WLTP,
  • расход водорода — около 1,19 кг на 100 км, что ставит автомобиль на уровень практичности обычного бензинового SUV.

Если европейские планы по строительству водородной инфраструктуры реализуются, iX5 Hydrogen сможет стать первой массовой водородной моделью BMW и реальным конкурентом батарейным электрокарам.

Водородный горизонт

Надо сказать, что Европа решила строить инфраструктуру H₂ с размахом. На континенте уже кипит работа: десятки водородных проектов, миллиардные вложения, километры трубопроводов. Самый заметный игрок — European Hydrogen Backbone (EHB). Планов у него громадье: до 2040 года соединить 21 страну сетью водородных магистралей протяженностью до 40 тысяч километров.

Национальные проекты тоже не пасут задних. Испания строит подводный трубопровод H2Med, который соединит Барселону и Марсель и станет частью сети от Португалии до Германии. С его помощью планируется транспортировать 2 млн тонн водорода ежегодно — около десяти процентов от прогнозируемого спроса ЕС на 2030 год. Франция и Германия присоединились к финансированию, чтобы сеть заработала быстро, а не осталась на бумаге.

В рамках инициативы Hydrogen Eagle, запущенной в 2022 году, предусмотрено создание девяти водородных хабов для производства и распределения водорода по Польше, Чехии и Словакии.

На этом фоне у iX5 Hydrogen появляется перспектива. Не спроста BMW вовсю тестирует прототипы в разных климатических условиях. Разработка ведется совместно с Toyota, что дает уверенность: топливные элементы будут надежными, а запас хода — достойным.

Кто знает, может, именно эти машины станут альтернативой электромобилям, которую все ждали? Веселая игра в «угадайку» на миллиарды евро и километры труб продолжается.

Загадочный концепт в рекламе

Ну и напоследок: на свежих маркетинговых кадрах BMW заметили еще один прототип — загадочный четырехдверный автомобиль. На первый взгляд, он напоминает уменьшенный i8, но с более широким и низким силуэтом, который придает машине спортивный вид. Очень похоже на то, что это эскиз будущего iM3. Как вариант, концепт, демонстрирующий технологии автономного вождения будущего. Все анимации с участием этой машины концентрируются на системах помощи водителю, автономной парковке и умных сенсорах. BMW как бы намекает, что водородный iX5 — это лишь часть большой игры по внедрению инноваций.

Очень может быть, что BMW на пороге глобального технологического прорыва. Интрига усиливается.

· А мы и не знали

Водородная эпопея на дорогах мира — сюжет для комедии.

Honda Clarity Fuel Cell пробовала счастье в США. Водородная модель продавалась в «штатах» ограниченно, почти исключительно по лизингу. Запас хода до 589 км, заправка 3–5 минут, неплохо. Но где заправить автомобиль? Вдобавок, он часто ломался, превращаясь в бесполезную недвижимость. Владельцы рвали и метали.

Hyundai Nexo вышел на рынок с азиатским размахом: SUV на водороде, запас хода до 666 км, ускорение почти как у электрокара. Круто, но продать удалось всего несколько тысяч машин — самым ярым адептам учения о водородном рае.

Mercedes тоже пытался: GLC F-Cell с водородной установкой и батареей. В Европе модель появилась ограниченно и в основном в корпоративных автопарках. Опять без массового успеха: как если бы большой оркестр сыграл концерт для одного слушателя.

Источники: Driving.ca, Motor1.com

1