BMW опять играет с будущим. На днях компания показала замаскированный прототип водородного X5 — iX5 Hydrogen, серийная версия которого появится в 2028 году. Баварцы готовят производство аппарата, уникального не только для своей линейки, но и для всего автопрома. Они словно говорят: «Хотите привычный SUV? Пожалуйста. Желаете водород? Подождите немного, уже скоро».
X5, если верить BMW, превратится в настоящий «техно-швейцарский нож» на колесах: пять вариантов силовых установок — бензин, дизель, гибрид с подзарядкой (PHEV), полностью электрический и вариант на водородных топливных элементах. Это позволит держать сразу несколько коней на старте: если электрокары «не зайдут», есть привычная бензиновая версия; если водород ворвется на рынок – iX5 Hydrogen тут как тут.
Автомобиль был показан на сентябрьской презентации в Ашхайме, Германия. И почему-то в камуфляже. Это, конечно, скорее маркетинговый трюк BMW, чем реальная презентация. Маскировка скрывает детали кузова, но позволяет рассказать о деталях технологии и подогреть интерес публики задолго до старта продаж авто. Мы тоже на это повелись.
Водород: мечтать вредно?
История бытования водорода в самодвижущихся повозках почти комическая, хотя кое-кого из авторов концепции упокоила навечно. На бумаге все ОК: водород — самый распространенный элемент во Вселенной, при сгорании выделяется только чистая вода, энергия на килограмм вещества выше, чем у бензина…бла-бла-бла, «экологический рай».
На практике все сложнее. Сложное хранение и транспортировка водорода, дорогие топливные ячейки и почти полное отсутствие инфраструктуры делали любые попытки массового внедрения технологии провальными.
BMW с этим знакома не понаслышке. Еще В начале 2000-х компания выпустила седан Hydrogen 7 на базе 7-й серии. Да, он ездил, технологически это было красиво и дерзко, но массовым автомобилем так и не стал.
Попытка от Mirai
Параллельно на сцену вышла Toyota Mirai, попытавшаяся закачать водород на американский рынок.
Запуск продаж Toyota Mirai в Калифорнии в 2015 году сопровождался строительством сети водородных заправок, щедрыми субсидиями и подарками (например, $15 000 на бесплатный водород) для покупателей. Однако со временем большинство станций вышло из строя.
Когда кампания окончательно заглохла, Mirai начали распродавать по смехотворной цене $18 000. Опять напрасно: продажи этой машины за все годы исчислялись десятками тысяч — для американского рынка это капля в море.
На пике проекта количество заправочных станций едва доходило до 55–60 по штату. Станции перманентно выходили из строя, и тогда владельцы Mirai стояли в очередях по несколько часов, а иногда и дней. В 2023 году Toyota приостановила продажи в Калифорнии. И это несмотря на то, что автомобиль был технологически совершенен: запас хода до 650 км, заправка всего за 5 минут, выносливый.
Понимает ли эту проблему BMW? Да, и поэтому делает ставку на европейский рынок — там инфраструктура развивается медленнее, но стабильнее. Поддержка государств ЕС позволяет строить водородные станции без приключений в стиле дикого Билла из голливудского вестерна. (Справедливости ради, и в Калифорнии сейчас все же пытаются навести порядок с водородом – как минимум, взялись ремонтировать зарядные станции).
Ноздри прогресса
BMW пока не раскрывает всех карт, но по замаскированному прототипу можно сделать несколько интересных выводов. Будущий X5 получит уникальный дизайн. Узкие «ноздри»-решетки напоминают iX3, но с двойными впадинами, уходящими в передний бампер — теперь автомобиль как будто вам слегка улыбается. Камуфляж на «передке» не скрывает форму воздухозаборников — дизайнеры явно играют с визуальными эффектами, чтобы придать внедорожнику независимый и даже нахалистый вид.
Отдельного внимания заслуживают дверные ручки. Они крупнее, чем у Ford Mustang Mach-E, но лишены привычной кнопки на стойке. Скорее всего, открыть дверь можно традиционным движением руки — удобно, естественно и без лишней электроники. BMW думает о реальной эксплуатации, а не только о визуальном шоу.
Предварительные технические данные дают понять, что iX5 Hydrogen может стать серьезным игроком в классе больших SUV:
Если европейские планы по строительству водородной инфраструктуры реализуются, iX5 Hydrogen сможет стать первой массовой водородной моделью BMW и реальным конкурентом батарейным электрокарам.
Водородный горизонт
Надо сказать, что Европа решила строить инфраструктуру H₂ с размахом. На континенте уже кипит работа: десятки водородных проектов, миллиардные вложения, километры трубопроводов. Самый заметный игрок — European Hydrogen Backbone (EHB). Планов у него громадье: до 2040 года соединить 21 страну сетью водородных магистралей протяженностью до 40 тысяч километров.
Национальные проекты тоже не пасут задних. Испания строит подводный трубопровод H2Med, который соединит Барселону и Марсель и станет частью сети от Португалии до Германии. С его помощью планируется транспортировать 2 млн тонн водорода ежегодно — около десяти процентов от прогнозируемого спроса ЕС на 2030 год. Франция и Германия присоединились к финансированию, чтобы сеть заработала быстро, а не осталась на бумаге.
В рамках инициативы Hydrogen Eagle, запущенной в 2022 году, предусмотрено создание девяти водородных хабов для производства и распределения водорода по Польше, Чехии и Словакии.
На этом фоне у iX5 Hydrogen появляется перспектива. Не спроста BMW вовсю тестирует прототипы в разных климатических условиях. Разработка ведется совместно с Toyota, что дает уверенность: топливные элементы будут надежными, а запас хода — достойным.
Кто знает, может, именно эти машины станут альтернативой электромобилям, которую все ждали? Веселая игра в «угадайку» на миллиарды евро и километры труб продолжается.
Загадочный концепт в рекламе
Ну и напоследок: на свежих маркетинговых кадрах BMW заметили еще один прототип — загадочный четырехдверный автомобиль. На первый взгляд, он напоминает уменьшенный i8, но с более широким и низким силуэтом, который придает машине спортивный вид. Очень похоже на то, что это эскиз будущего iM3. Как вариант, концепт, демонстрирующий технологии автономного вождения будущего. Все анимации с участием этой машины концентрируются на системах помощи водителю, автономной парковке и умных сенсорах. BMW как бы намекает, что водородный iX5 — это лишь часть большой игры по внедрению инноваций.
Очень может быть, что BMW на пороге глобального технологического прорыва. Интрига усиливается.
· А мы и не знали
Водородная эпопея на дорогах мира — сюжет для комедии.
Honda Clarity Fuel Cell пробовала счастье в США. Водородная модель продавалась в «штатах» ограниченно, почти исключительно по лизингу. Запас хода до 589 км, заправка 3–5 минут, неплохо. Но где заправить автомобиль? Вдобавок, он часто ломался, превращаясь в бесполезную недвижимость. Владельцы рвали и метали.
Hyundai Nexo вышел на рынок с азиатским размахом: SUV на водороде, запас хода до 666 км, ускорение почти как у электрокара. Круто, но продать удалось всего несколько тысяч машин — самым ярым адептам учения о водородном рае.
Mercedes тоже пытался: GLC F-Cell с водородной установкой и батареей. В Европе модель появилась ограниченно и в основном в корпоративных автопарках. Опять без массового успеха: как если бы большой оркестр сыграл концерт для одного слушателя.
Источники: Driving.ca, Motor1.com