22.01.25

Выставка CES 2025: сенсоры, которые потрясли мир

181
Выставка CES 2025: сенсоры, которые потрясли мир

Доступный FMCW-лидар с дальним радиусом действия, электрическая очистка объективов, мультизадачные сенсоры и технологии выявления нетрезвых водителей — на выставке CES 2025 было представлено несколько революционных технологий, призванных улучшить «чувствительность» автомобилей — как снаружи, так и внутри салона.

Наша все более автономная реальность напрямую зависит от того, насколько хорошо транспортные средства способны взаимодействовать с окружающей средой. Хорошая новость в том, что уже в ближайшем будущем зрение вашего авто улучшится, а слух обострится благодаря сенсорам нового поколения, представленными на выставке CES (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе, США. Давайте ближе знакомится с новейшими разработками в области автоэлектроники!

 

Gentex: электрическая система очистки объективов


Влага на линзах камер и лидаров серьезно снижает их эффективность. Компания Gentex представила инновационное решение под названием ElectroWetting. Эта технология использует невидимую сеть электродов, расположенных в виде переплетенных линий. Подача высокого напряжения с низким током заставляет воду «сбегать» с поверхности линзы, очищая ее.

Этот метод оказался более эффективным, чем вибрационные технологии очистки, такие как пьезоэлектрические системы. Пока разработка находится на стадии концепта, но ее потенциал уже очевиден.

 

Continental: замена ультразвуковых сенсоров радарами


С приближением обязательного внедрения систем предупреждения о столкновении и автоматического экстренного торможения автомобили нуждаются в передних радарах (в США принято решение об обязательном оснащении всех новых автомобилей системой автоматического экстренного торможения (AEB) к сентябрю 2029 года. В ЕС такая норма действует с 2022 г.).

Continental предложила концепцию, которая заменяет пять ультразвуковых датчиков тремя радарами с углом обзора 75°.

Эти радары могут переключаться между режимами:

  • Дальнобойный с низким разрешением.
  • Короткий с высоким разрешением (в зависимости от скорости).

Такое решение позволит избавиться от неприглядных «пупырчатых» сенсоров на бамперах.

 

Выявление нетрезвых: технологии 2025 года


Сенсор BAC от Continental
Эта кнопка запуска двигателя не только распознает отпечатки пальцев, но и анализирует уровень алкоголя в организме водителя с помощью спектроскопии. Сенсор подсвечивает палец и измеряет отражение на двух длинах волн, связанных с наличием алкоголя. Для точного результата требуется всего несколько секунд.

CorrActions NeuroMonitor
Израильский стартап CorrActions предлагает инновационное решение, которое оценивает состояние водителя на основе микродвижений. Система использует существующие сенсоры руля для фиксации тонких изменений движений и определяет, пьян ли водитель, устал или отвлечен.

Эффективность анализа возрастает при подключении к дополнительным сенсорам, таким как инфракрасные камеры, которые измеряют частоту сердцебиения и дыхания. В Европе внедрение этой технологии ожидается уже в 2026 году.

 

Бюджетный FMCW-лидар от Voyant


Обычные лидары работают по принципу радара, но вместо радиоволн используют свет. Они отправляют световые импульсы, измеряют время их возврата и создают «облако точек», учитывая время полета каждого фотона. Однако компания SiLC на прошлых выставках CES демонстрировала более сложный вариант лидаров: они отправляют непрерывную волну света с модуляцией частоты, известную как FMCW (Frequency-Modulated Continuous Wave).

Теперь Voyant представила собственное решение, которое выполняет те же задачи, но по форме компактнее. Вместо сложной оптической системы используется миниатюрный чип, созданный с применением доступной CMOS-технологии, в котором транзисторы заменены оптикой, лазерами и встроенной системой управления пучком света. Ее преимущества:

  • Устойчивость к помехам от других лазерных излучателей.
  • Отсутствие ослепления от отражающих поверхностей.
  • Цена в 10 раз ниже других FMCW-лидаров.

Заявленная дальность работы системы: 200 метров для темных объектов и до 500 метров для светлых. Хотя дальность уступает решениям SiLC, предоставляемая информация о целях более детализированная.

Разработчик планирует начать серийное производство лидара в 2026 году.

 

Управление жестами через камеры 360°

Группа FlexConnect от Mitsubishi Electric представила систему, которая позволяет использовать камеры с круговым обзором для управления жестами. Например, распознавая лицо владельца, автомобиль открывает багажник по жесту «один-два» пальцами и закрывает по «два-один». Команды можно также отдавать ладонью или кулаком.

Это решение может заменить физические датчики, такие как сенсор под задним бампером для открытия багажника.

 

Источники: Мotortrend.com, Motor1.com

1