Резкий рост цен на топливо стимулирует все больше людей приобретать электромобили. Но их покупателей ждет шок в дилерских центрах. Производители повышают цену, чтобы компенсировать рост стоимости аккумуляторов и извлечь выгоду из повышенного спроса на "электрички".
Средняя цена за электромобиль в США за последний год выросла на 22% и составила около $54 000. Автомобили с ДВС за этот же период подорожали только на 14% – их средняя цена в 2022 году составила примерно $44 400, – отмечает The Wall Street Journal (WSJ).
Рост цен не является одномоментным и происходит постепенно. Больше всего подорожали машины от Tesla и General Motors (GM). Так, Tesla в этом году повысила цену на топовую версию своего внедорожника Model Y примерно на 9% – сейчас она составляет $69,9 тыс.
Корпорация GМ c начала июля подняла цену на электрические пикапы GMC Hummer на $6 250 – сейчас, в зависимости от комплектации, они стоят от $85 тыс. до $105 тыс. При этом, по словам представителя GM, очередь на недавно выпущенный грузовик все равно составляет около двух лет.
Основной причиной роста цен на электромобили называют рост стоимости материалов, используемых для производства аккумуляторов, особенно увеличенной емкости – это, как известно, самый дорогой элемент в электрокарах (составляет треть их стоимости).
По данным консалтинговой фирмы AlixPartners LLP, цены на литий, никель и кобальт примерно удвоились с тех пор, как началась пандемия Covid-19. Финансовый директор Ford Джон Лоулер заявил на прошлой неделе, что такой их рост свел на нет рентабельность электрического внедорожника Ford Mach-E и компания вынуждена поднять на него цену.
Чтобы защитить свою прибыль, автомобильные компании начинают сотрудничать напрямую с компаниями, добывающими литий и кобальт – в надежде не только обеспечить прямые поставки, но контролировать расходы на логистику.
Впрочем, есть и другая сторона медали. Маржа прибыли от электромобилей невелика по сравнению с автомобилями, работающими на бензине, и руководство автомобильных компаний спешит извлечь выгоду из возросшего интереса потребителей к "электричкам" – корпорации спешат вернуть вложенные в их разработку деньги. Да и в развитие отрасли сейчас инвестируются немалые средства. Ожидается, что компании-производители потратят еще $526 млрд на переход ко "всеобщей транспортной электрификации" к 2026 году.
Как утверждает аналитик Credit Suisse Дэн Леви, единственный шанс на удешевление электрокаров – снижение цен затрат на сырье. Тогда, возможно, автомобильным компаниям, придется снизить цены на машины, чтобы поддержать спрос.
Источники: Wsj.com, Alixpartners.com