Если вы хоть раз интересовались автомобилями, то наверняка слышали термины “внедорожник” (SUV), “кроссовер” (CUV) и даже “кроссовер-внедорожник”. Хотя кроссоверы и внедорожники технически отличаются, их часто путают. Давайте наконец разберемся, что к чему.
Так что же делает автомобиль кроссовером? Все ли кроссоверы – это внедорожники? И, пожалуй, главный вопрос для тех, кто планирует покупку нового автомобиля: в чем основные отличия между кроссовером и внедорожником?
История внедорожников (SUV)
Внедорожники, какими мы их знаем сегодня, появились еще в 1930-х годах. Однако тогда они были малоприспособленными для повседневной жизни и семейных поездок. Конструкция этих автомобилей с рамным шасси и кузовом была ориентирована на бездорожье, а не на комфорт. Термин “внедорожник” (“sport utility vehicle”, SUV) отражал их изначальное «практическое» назначение. Эти автомобили славились cвоей топливной прожорливостью, аскетичными интерьерами и жесткой подвеской, которая хорошо работала на бездорожье, но совсем не подходила для городских улиц или шоссе. По сути, это были утилитарные машины, созданные на базе грузовиков с рамной конструкцией.
Только в 1980-х годах внедорожники начали набирать популярность у массовой аудитории. Люди полюбили их за внушительные габариты, мощный и солидный внешний вид, а также за универсальность в использовании. Рост популярности SUV частично объясняется увеличением числа загородных поездок и появлением новых потребностей у автолюбителей. Несмотря на сохранение рамной конструкции, автомобили этой категории стали комфортнее и сегодня лучше адаптированы для езды по обычным дорогам. Такие модели, как Jeep Cherokee и Ford Bronco, начали олицетворять новый класс автомобилей, в котором функциональность сочетается с надежностью и комфортом.
История кроссоверов (CUV)
В 1990-х годах интерес к внедорожникам достиг своего пика. Автопроизводители осознали, что многим водителям нравится внешний вид внедорожников, но они предпочли бы получить комфорт и управляемость, как у седанов. В результате, в 1997 году появились первые кроссоверы – Honda CR-V и Toyota RAV4. Другими популярными моделями этого периода стали Subaru Outback и Ford Escape.
Чем же эти автомобили отличались от традиционных внедорожников? Главным образом конструкцией: она базировалась на “монококовой” платформе, где кузов и рама составляют единое целое. Это обеспечивало более мягкую и комфортную езду, характерную для легковых автомобилей.
С тех пор класс кроссоверов стремительно разросся. Изначально называемые “кроссовер-внедорожниками” машины постепенно превратились в отдельную категорию – кроссоверы или CUV (“crossover utility vehicle”). Сегодня эти машины настолько популярны, что вытеснили традиционные седаны и рамные внедорожники с пьедестала на массовом авторынке.
Что такое кроссовер?
Практически кроссоверы или CUV создаются на базе легкового автомобиля с добавлением элементов внедорожника, например, увеличенного дорожного просвета. Внешний вид таких машин формирует кузов в стиле внедорожника с пятью дверями и просторным багажником. Двигатели, как правило, также заимствуются у легковых автомобилей – это небольшие 4- или 6-цилиндровые моторы. Основная цель и козырь CUV – сочетание топливной экономичности и комфорта легкового автомобиля с внедорожным стилем и улучшенной проходимостью.
Ключевая особенность кроссоверов – монококовая конструкция. Кузов и рама в таком автомобиле представляют собой единый каркас, что делает их легче рамных внедорожников. Кроме того, такая конструкция позволяет эффективно распределять энергию удара при аварии. За счет этого значительно снижается риск серьезных травм для пассажиров: большая зона деформации поглощает основную силу удара, защищая салон. Благодаря меньшему весу и компактным двигателям, кроссоверы более экономичны в плане расхода топлива.
Что такое внедорожник?
Как мы уже выяснили, внедорожники, в отличие от кроссоверов, чаще всего используют рамную конструкцию. В этом случае кузов и рама – отдельные элементы, которые соединяются на этапе сборки. Такая конструкция делает автомобили прочными и позволяет справляться с серьезными нагрузками, такими как буксировка или перевозка тяжелых грузов.
Рамная конструкция – главный признак внедорожников. Она обеспечивает превосходные возможности для бездорожья, буксировки и других сложных задач. Однако за это приходится платить меньшим комфортом и худшей управляемостью на дорогах общего пользования. Эти автомобили идеально подходят для тех, кто ценит мощь и готовность к экстремальным условиям эксплуатации.
Производительность и экономичность
Кроссоверы, как правило, оснащены двигателями небольшого объема, что делает их более экономичными в сравнении с внедорожниками. Например, средний расход топлива у Honda CR-V с 1,5-литровым турбодвигателем составляет около 7,6 литров на 100 км, тогда как у полноразмерного внедорожника GMC Yukon этот показатель превышает 13 литров на 100 км.
К слову, Honda CR-V использует 1,5-литровый турбодвигатель, аналогичный тому, что устанавливается на седан Accord. Такая же стратегия у Toyota, Nissan, Chevrolet и других крупных автопроизводителей. В результате топливная экономичность кроссоверов близка к седанам.
Внедорожники же требуют более мощных двигателей, таких как V8, чтобы справляться с большой массой авто и требованиями к буксировке. Например, такими моторами оснащаются Toyota Sequoia, Chevrolet Tahoe и GMC Yukon. Исключением является Ford Expedition, который использует V6 с двойным турбонаддувом.
Однако не все внедорожники нуждаются в V8. Jeep Wrangler, ориентированный на бездорожье, использует 4- и 6-цилиндровые двигатели, так как его главная задача – преодоление сложных трасс, а не перевозка грузов.
Категории автомобилей
Внедорожники делятся на три основные категории:
Кроссоверы имеют более широкий выбор размеров:
Стоит отметить, что крупные кроссоверы, как правило, меньше полноразмерных внедорожников, хотя оба типа могут предлагать три ряда сидений.
Колесные приводы
Кроссоверы, благодаря своей легковой основе, чаще всего оснащаются передним (FWD) или полным приводом (AWD). Передний привод обеспечивает отличную маневренность и экономичность в городских условиях, а полный – повышает устойчивость на скользкой дороге и улучшает проходимость в сложных погодных условиях. Такая конструкция способствует лучшей управляемости и делает машину более комфортной для повседневной езды.
Внедорожники, напротив, обычно используют задний привод (RWD) с возможностью подключения полного (4WD) и дополнительными функциями, такими как блокировка дифференциала и понижающая передача. Это обеспечивает наилучшие возможности для бездорожья и буксировки.
Безопасность
Одним из серьезных недостатков внедорожников прошлого была их склонность к опрокидыванию. Особенно это касалось моделей 90-х годов, таких как Ford Bronco II и Ford Explorer. С тех пор технологии безопасности значительно шагнули вперед. Электронная система стабилизации (ESC) стала обязательным стандартом; такие функции, как помощь при маневрировании, контроль полосы движения и предупреждение о сходе с полосы, еще больше повысили безопасность.
Благодаря этим технологиям разрыв в безопасности между внедорожниками, кроссоверами и легковыми автомобилями стал минимальным.
Подытожим
Если вы хотите совместить лучшие качества разных типов автомобилей, стоит обратить внимание на кроссоверы.
Эти машины, по сути являющиеся приподнятыми над землей хэтчбеками, сочетают универсальность и практичность. Для среднего водителя кроссоверы предлагают все, что можно пожелать: экономию топлива, комфорт, простор. При этом вы одновременно получаете преимущества, присущие внедорожникам: высокую посадку, увеличенное багажное пространство и уверенность на дороге в плохую погоду.
Вместительные трехрядные кроссоверы, такие как Honda Pilot, стали отличной альтернативой минивэнам благодаря вместимости и «семейной» подготовке.
Однако у кроссоверов есть и свои ограничения. Они не могут сравниться с классическими внедорожниками в тяговых возможностях, грузоподъемности и выживаемости на бездорожье. Это остается прерогативой рамных гигантов, и вряд ли положение изменится в ближайшем будущем.
Мощные шасси и двигатели SUV остаются лучшим выбором для экстремальных задач. Именно их универсальность и способность справляться с любыми дорожными условиями вдохновили «внедорожный» бум в 1980-х и 1990-х годах, который, в свою очередь, привел к популярности кроссоверов.
Итак, если вы ищете дополнительное пространство в салоне, экономию топлива и комфорт, выбирайте кроссовер. А если вам нужна серьезная проходимость и «мускулы» – берите внедорожник!
Источники: Caranddriver.com, Iseecars.com